Рынок перевозок зерна рассчитывает на скидки. Объёмы перевозок зерна в начале следующего года существенно возрастут
Федеральная служба по тарифам в очередной раз утвердила скидку на перевозку сибирского зерна. Это лишь часть преференций, которых ожидают зерновики. Основной вопрос для них, сколько будет стоить транспортировка с юга.
Перевозки зерна из южных в центральные регионы постоянно увеличиваются – запасы тают, а цена на пшеницу растёт. Из-за неразвитой инфраструктуры основное время (до 2/3) перевозки зерна тратится на погрузку и выгрузку. Это нарушает ритмичность работы транспортной системы и требует всё большего и большего количества подвижного состава. Разрыв между объёмом текущих и прошлогодних перевозок (имеется ввиду объем внутренних и экспортных перевозок - ZOL) доходил до десятков процентов. Но в ноябре он сократился до 7,5%.
Одна из причин в том, что зернопроизводители при поставках в центр страны отказались от перевозок на автомобилях. Как уже писал «Гудок», эпидемия африканской чумы свиней требует повышенных мер безопасности при подготовке зерна к перевозке, в частности обязательной термообработки, а это возможно лишь при отгрузках на сеть РЖД. И хотя многие трейдеры старались минимизировать отгрузки по железной дороге и возить зерно в ущерб качеству непосредственно с поля, минуя элеватор, сейчас они возвращаются к параллельным перевозкам по железной дороге. Возможно, этот процесс не остановится с окончанием эпидемии: требования к автомобильным перевозкам зерна в ближайший период могут резко ужесточиться, соответственно они станут менее конкурентоспособными.
Крупные компании уже заключают договора на перевозку на январь в объёмах выше прошлогодних – так, Международная зерновая компания запланировала к перевозке 50 тыс. тонн, и этот объём может ещё вырасти. Причём заключают с учётом того, что действующие сейчас скидки на перевозку с юга страны (50%) будут продлены до июля будущего года – премьер Владимир Путин пообещал это рынку. Между тем пока что продлена лишь скидка на перевозку зерна из Сибири, и то не в полном объёме – 50%, а не 70%. Эти 50% действуют не первый год, однако нынешний понижающий коэффициент выше.
С 20 сентября для активизации перевозки зерна и муки в регионы, пострадавшие от засухи, на перевозку из Сибирского федерального округа на станции Приволжского, Северо-Западного и Центрального округов действует скидка в размере 70%. Скидка в 50% предоставляется при перевозке на расстояние, превышающее 300 км, со станций Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Действие этих тарифов заканчивается 31 декабря 2010 года. Как пояснили в ФСТ, для продления «засушливых» скидок требуется отдельное правительственное постановление, так как для компенсации этих затрат выделяется отдельный бюджетный транш.
Единственный, кто возражает против продления скидок на перевозку муки, – это Союз мукомолов. Он обратился в правительство и ФСТ с просьбой скидки не продлевать, так как активный приток сибирской муки может привести к остановке мукомольных предприятий в центре.