Крупные хлебокомбинаты хотят равноправия с мелкими
Совет директоров ОАО “Ставропольхлебпром”, в которое входят крупнейшие хлебопекарные предприятия края, решал, как жить дальше, потому что без повышения цен на хлеб они могут оказаться в критическом положении.
Несмотря на постоянный рост тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, ГСМ, налоги, в сентябре хлебопекарные предприятия цену на “социальный кирпичик” не повышали в соответствии с пожеланием главы Ставрополья, высказанным им в конце августа, что поставило хлебопеков края в сложное положение.
“В сентябре мы посчитали, что повышение цены на другие виды хлебобулочной продукции не компенсировало убытков по социальному сор-ту”, — сообщил генеральный директор ОАО “Ставропольхлеб” и ОАО “Кисловодский хлебомакаронный комбинат” Владимир Савченко.
Прогноз на будущее практически всех руководителей крупных хлебокомбинатов таков, что дальше будет еще хуже.
Директора заводов обеспокоены ситуацией, которая сложилась на зерновом рынке: цены на пшеницу 3 класса с клейковиной от 26% и выше уже достигают 7 руб. за килограмм. А ведь стоимость сырья составляет 40-45% расходов на производство хлебобулочных изделий. Причем купить муку хлебопекам становится все труднее: многие мукомолы ее придерживают.
Кроме этого, поднимается социальный налог и подорожает электроэнергия в среднем по стране на 14%. Следовательно, хлебопеки вынуждены будут повысить цену на хлеб.
Тогда настанет черед вмешаться антимонопольной службе, потому что все крупные хлебокомбинаты признаны монополистами и включены в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, которым, как считается, принадлежит основная доля выпускаемой в крае продукции. На самом деле, утверждают руководители крупных хлебокомбинатов края, ситуация иная. “Какой я монополист, — говорит генеральный директор ООО “Железноводский хлеб” Юрий Кочетов, — если в городе еще 20 поставщиков хлеба. И так повсюду на КМВ. Ежедневно из соседней КБР хлебобулочные изделия в города-курорты завозят машинами”.
Государство заявляет о поддержке малого бизнеса. К примеру, проверять мелкие предприятия можно лишь один раз в три года. И нередко ГОСТы и санитарно-гигиенические нормы при выпечке хлеба на мелких пекарнях не соблюдаются.
В обеспечении бюджетных организаций хлебом на сегодняшний день приоритет также отдан малому бизнесу. К примеру, на недавних торгах в Невинномысске по снабжению одного медицинского учреждения хлебом частный предприниматель предложил за кирпичик белого хлеба 7 руб. 50 коп. и выиграл. Ведь главная составляющая победы в конкурсе — это предложенная цена. Но возникает вопрос: из чего она складывается и какого качества поставляемая продукция? И это не единичный случай. В Ставрополе в подобных конкурсах побеждал индивидуальный предприниматель, у которого не было даже минимального производства. ОАО “Ставропольхлебпром” пыталось бороться, направляя письма в разные инстанции. Безуспешно. Внести ИП в реестр недобросовестных поставщиков может только заказчик, расторгнувший с ним контракт. А главврачи почему-то не шли на это.
Поддержка малого бизнеса — это хорошо, лишь бы не в ущерб другим участникам рынка. Ведь дело дошло до того, что крупные хлебокомбинаты края даже ставят вопрос об изменении своего статуса и выводе их из реестра монополистов.
В соответствии с официальными данными Госкомстата России рентабельность в хлебопекарной промышленности находится ниже средних показателей. Так что, похоже, пришло время поддержать крупных производителей. Поскольку они закупают сырье по рыночным ценам, а значит, являются полноправными участниками рынка, следовательно, основным критерием повышения цен на их продукцию должно быть экономическое обоснование. Об этом говорил гендиректор ОАО “Ессентуки-хлеб” Борис Андржиевский. Директора убеждены в том, что у хлебопеков независимо от форм собственности должны быть равные права и ответственность перед потребителями. Каждый из руководителей привел примеры недобросовестной конкуренции и неравных условий работы в сравнении с малым бизнесом.
К примеру, в праздничные дни малые пекарни не работают. А когда на прилавках магазинов нет хлеба, администрации городов требуют от хлебокомбинатов поставить в торговую сеть, скажем, Железноводска вместо заказанных накануне 2 тысяч тонн хлеба 5. А как это сделать, если существует определенная технология производства?
В Ставрополе в период непогоды или проверок в частных пекарнях суточная заявка на “Хлебозавод №3”, по словам его руководителя, возрастает от 15 до 20 тонн. Именно на такие случаи здесь из имеющихся шести печей четыре задействованы, а две просто постоянно поддерживаются в рабочем состоянии. “Если не будет выработано приемлемого решения, то в течение двух месяцев я демонтирую две печи, — говорит генеральный директор ЗАО “Хлебозавод №3” Ставрополя Юрий Долбнев. — Город потеряет 40 тонн хлеба. А случись какое-то ЧП, мы уже не сможем дать 100 тонн хлеба, заявленного в мобилизационном плане”.
Того же опасаются и другие руководители, которые были вынуждены отключить печи из-за трудного финансового положения. А те, у кого они на всякий случай еще топятся, терпят значительные убытки.
В советские времена, прозвучало на совещании, государство выделяло хлебопекам зерно. Сегодня тоже можно вернуться к подобной практике. По мнению генерального директора ОАО “Пятигорский хлебокомбинат” Виктора Акульшина, властям нужно подсчитать, сколько хлеба потребуется социально незащищенным гражданам, закупить соответствующее количество муки и раздать комбинатам. А также посчитать средние затраты на производство, заложив рентабельность 15 процентов. Тогда в крае всегда будет держаться приемлемая цена на социальный хлеб.
А пока в отрасли наблюдается падение объемов производства, увеличение удельного веса затрат, снижение доходности… “Мы считаем, что дальнейшее искусственное сдерживание цен на социальный хлеб в крае еще более усугубит и без того сложное положение хлебопекарных предприятий, — сделала вывод генеральный директор ОАО “Ставропольхлебпром” Марина Алексенко. — Прибыльность многих предприятий близка к нулю. Сделав один неверный шаг, можно совсем потерять хлебопекарную отрасль края. И уж если власти намерены сдерживать цены на хлеб, они должны помочь тем, кто этот хлеб производит”.
Есть мнение, что малоимущему населению должна оказываться адресная помощь. В некоторых регионах такие программы успешно работают по всем видам продуктов питания.
“Поддержка может быть и в виде компенсации [дотации] предприятиям за выпуск так называемого социального хлеба по ценам ниже рыночных из бюджетов субъектов РФ или муниципальных образований по разработанным и утвержденным законодательным органом целевым программам. Подобные меры поддержки не только улучшают социальную обстановку. Они делают инвестиционный климат более благоприятным, способствуют развитию производства, повышению конкурентоспособности и продовольственной безопасности”, — считает Марина Алексенко.