В Украине портовые мощности по перевалке зерна в ближайшие 10 лет могут увеличиться на 9 млн. тонн
Украина в ближайшее десятилетие может нарастить мощности по перевалке зерна в портах на 9 млн. тонн, считает трейдер зернового и масличного отделов "Нобл Ресорсиз Украина" Владимир Осадчук.
«В ближайшие 10 лет мы видим, что многие зернотрейдеры будут пытаться развивать портовое хозяйство. Мы считаем, что емкости портов по перевалке зерна увеличатся более чем на 9 млн. тонн, особенно в глубоководных портах», - сказал он, выступая на Украинском зерновом конгрессе 8 октября в Киеве.
По словам эксперта, в настоящее время Украина вполне справляется с перевалкой выращенного зерна. По данным В.Осадчука, в 2009 г. внутренняя перевалка в портах зерновых и масличных составила 22,9 млн. тонн, а к 2020 г. ожидается, что этот показатель будет на уровне 41,7 млн. тонн.
Он также отметил, что в Украине существует проблема с обеспечением зерновозами. При увеличении экспортного потенциала до 42 млн. тонн к 2020 г. (как ожидает компания "Нобл Ресорсиз Украина") «Укрзализныце» необходимо увеличить подвижной состав на 14 тыс. единиц для того, чтобы обеспечить перевозку зерна без сбоев.
Кроме того, он отметил, что в Украине стоимость затрат на экспорт зерна в 1,8 раза больше, чем в ЕС, и в 1,5 раза больше, чем в США. По его данным, американский производитель платит за доставку зерна с внутреннего элеватора до Мексиканского залива примерно $20 за тонну, а в Украине стоимость перевозки составляет $25-27 за тонну.
В.Осадчук отметил, что в Украине в ближайшее десятилетие ожидается увлечении емкостей единовременного хранения зерна на 12-15 млн. тонн. По его данным, в настоящее время в стране зарегистрировано 730 сертифицированных предприятий по хранению зерновых общей емкостью около 32 млн. тонн единовременного хранения. В частности, 143 предприятия (8-8,2 млн. хранения зерна) принадлежит государству, 155 (на 9,5-10 млн. тонн) — зерноторговым компаниям, 50 элеваторов (примерно на 2 млн. тонн) - крупным агрохолдингам и остальные (12-12,5 млн. тонн) - другим частным владельцам.
По мнению эксперта, строительством новых элеваторов будут заниматься в основном агрохолдинги с целью уменьшения затрат на доработку и хранение зерна.