Регулировать продовольственный рынок следует крайне осторожно, считает президент РЗС Аркадий Злочевский
Регулировать продовольственный рынок, особенно в нынешней ситуации, следует крайне осторожно, считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Об этом он заявил на мероприятии в ТПП РФ, посвященном нынешней ситуации на продовольственном рынке в контексте, сложившейся под влиянием последствий засушливого лета.
Запрет на вывоз зерна снизил на какое-то время цену; с уровня более 6000 тысяч рублей за тонну пшеницы 4-го класса в Краснодарском крае она в итоге снизилась сейчас до 5800 рублей. "Но если учтем стоимость транспортировки в регионы, - отметил Аркадий Злочевский, - то мы получим к цене еще плюс в среднем 1500 рублей. Сейчас регионы пользуются запасами, а к новому году придется массово завозить ту же краснодарскую пшеницу, и цены резко пойдут вверх".
Выход - создать условия для того, чтобы регионы сейчас закупали зерно. Для этого следует предусмотреть льготные тарифы на перевозку железной дорогой.
"По нашим расчетам, следовало дать льготу в размере 500-600 рублей на тонну, и при этом с первого же километра перевозки. К сожалению, победило половинчатое решение: 200 рублей, начиная с 31 километра транспортировки", - сказал Злочевский.
Это частичное решение проблемы, считает он, завоз хлеба в регионы идет все еще слабо, и всплеск ажиотажа закупок после окончания собственных запасов вызовет рост цен.
Полный запрет на вывоз пшеницы тоже оказался палкой о двух концах. Есть немало случаев, когда запрет на вывоз зерна сыграл злую шутку с нашими компаниями. Так, "в приграничном сотрудничестве не следовало запрещать продажу пшеницы; объемы там традиционно невелики, а запрет уничтожит приграничный бизнес", - считает Аркадий Злочевский.
Совершенно нелепый случай произошел на Востоке страны. Компания "Амурзерно" продала в Японию еще до запрета 2900 тонн ячменя. Груз оформили, таможня выпустила. Но потребовался срочный ремонт судна. Ремонт сделали быстро, однако появился запрет на вывоз зерна. Теперь судно не выпускают - нельзя вывозить зерно, и обратно не принимают - груз отправлен с таможенной территории России. Фрахт судна - дело недешевое; компания не может получить деньги за товар по аккредитиву; обращения в российские инстанции японской стороны тоже ничего не дали.
Вводя запреты, следовало бы подобные случаи как-то обговаривать, считает Злочевский, учитывать все нюансы и последствия для населения и бизнеса. Сегодня беспошлинно вывозятся отруби - на их изготовление идет фуражное зерно, а его из-за неурожая крайне мало в стране. С рожью ситуация не лучше, но НДС на ее ввоз так и не отменен, следовательно, рост цен неизбежен.
Все это грозит возникновением новых диспропорций на рынке продовольствия, считает Аркадий Злочевский.