Трактор на казенной тяге. В Свердловской области снова выдают субсидии на приобретение сельхозтехники
О том, сможет ли Свердловская область обеспечить себя продовольствием, об урожае, ценах на хлеб и об областной поддержке аграриев в филиале "Российской газеты" в Екатеринбурге рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Илья Бондарев.
Российская газета: Илья Эдуардович, уборка на Среднем Урале заканчивается со дня на день. Каковы ее результаты? Насколько сильно наши поля пострадали от засухи?
Илья Бондарев: Да, уборочная кампания подходит к концу. Ущерб от засухи - порядка 500 миллионов рублей. В основном убытки связаны не с полной гибелью посевов, а с потерей урожайности.
Фактически мы потеряли около 20 процентов. В итоге получили 580 тысяч тон зерна, хотя прогнозировали не более 520. Урожайность составила 18 центнеров с гектара, это лучший показатель в УрФО. Главное - область полностью обеспечена собственными кормами. Сегодня у нас заготовлено порядка 21 центнера кормовых единиц на одну условную голову скота. Безусловно, есть хозяйства, где по кормам - явный недобор. Но мы уже подвели внутренний баланс и ведем их перераспределение. Уверен, что кормами будут обеспечены все.
По картофелю ситуация похуже: если в прошлом году урожайность была 220 центнеров с гектара, то сегодня - 125 при ожидаемой 140. Ситуацию немного спасло то, что мы посадили его на десять процентов больше, чем в прошлом году. По овощам цифры аналогичны прошлогодним: 200 центнеров с гектара. Так что из чрезвычайной ситуации мы выходим более-менее благополучно.
Конечно, с погодой нам повезло больше, чем соседям. Кроме того, мы работаем над совершенствованием технологий, улучшением семенного материала - это тоже приносит свои плоды.
РГ: Как распределяется государственная помощь пострадавшим от засухи?
Бондарев: Федерация будет помогать только тем, у кого погиб урожай. Мы провели полную инвентаризацию полей, она показала, что полностью посевы уничтожены на площади 22,7 тысячи гектаров. Эти расчеты уже прошли экспертизу в Москве, ущерб оценен в 60 миллионов рублей. Из них по условиям софинансирования субъект РФ выделяет 30 процентов, остальное придет из Федерации. Это строго целевые средства: на семена, удобрения, корма, приобретение фуражного зерна. Помощь будет выделяться только при условии сохранения поголовья.
РГ: Кто будет контролировать расходование этих средств?
Бондарев: Во-первых, при выделении денег с хозяйством заключается соглашение, где прописаны порядок и условия их распределения. Во-вторых, у министерства есть собственная контрольная служба, которая будет курировать этот вопрос. Наконец, прокуратура проверит, чтобы в хозяйствах не было нецелевого использования.
РГ: Как в области обстоят дела со страхованием посевов от катастрофических рисков?
Бондарев: Объем страхования, мягко говоря, невелик - не более двух процентов посевов. Тем не менее Свердловская область лидирует в этом направлении в УрФО. В остальных регионах дела еще хуже.
В 2009 году было застраховано всего 6,3 тысячи гектаров. В 2010-м начался рост - уже 7,4 тысячи. Это 18 хозяйств. Проблемы не только в мышлении крестьян. Доверие к страховщикам в определенной степени подорвано многочисленными примерами конфликтов. Сейчас обсуждается возможность создания независимого экспертного органа, который рассматривал бы конкретные ситуации и определял: наступил страховой случай или нет. Это необходимо. Например, сегодня в области есть только одно хозяйство, где был признан страховой случай. Но, прежде чем оно получило-таки деньги, прошло полгода.
Надо понимать, что у крестьян определенный менталитет: даже в суд человек не всегда пойдет. Поэтому если механизм определения страховых случаев и выплат будет отработан до автоматизма, если у сельхозпроизводителей будет уверенность, что деньги они точно получат, страхование сделает большой шаг вперед.
Сегодня тем, кто застраховался и пострадал от засухи, бюджетная помощь идет в большем объеме. Кроме того, государство компенсирует крестьянам половину страховых взносов. Таким образом их активно стимулируют к страхованию.
Кроме того, обсуждается введение обязательного сельскохозяйственного страхования. Законопроект уже есть, он проходит проработку.
РГ: Планирует ли область поддерживать селекционную работу по выведению новых сортов зерновых и сортовую работу в хозяйствах?
Бондарев: Качественные семена - это одна из основ сельского хозяйства. Сегодня существует комплексная государственная поддержка элитного семеноводства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Кроме того, председатель правительства поставил перед нами задачу - взять на особый контроль вопросы сельхозтехнологий, это и семена, и удобрения. Когда будем вносить предложения в областной бюджет, учтем планы по поддержке этих направлений.
РГ: Нельзя обойти вниманием рост цен на основные продукты питания. Какие меры предпринимаются для их сдерживания?
Бондарев: Подписано соглашение между торговыми сетями и союзами производителей. Проводится ежедневный мониторинг цен. Уже есть обращения в антимонопольную службу, но насколько они обоснованны и к чему приведут - покажет время.
Мы договорились с союзом хлебопеков о том, что, пока не будет закончена оценка урожая по всей России, цены на хлеб будут держаться. Это связано и с социальной значимостью данного вопроса, и с тем, что запасы по зерну и муке у них есть. Но существуют и объективные причины роста цен: продовольственное и фуражное зерно подорожало на 90 процентов. Кроме того, не стоит забывать и про сезонные колебания, на которые раньше никто внимания не обращал, есть инфляционные процессы, поэтому говорить о том, что мы полностью избежим роста цен, я бы не стал. Но то, что резкого всплеска не будет, я уверен.
РГ: Планируется ли восстановить программы "технического" субсидирования?
Бондарев: При изменении областного бюджета было дополнительно заложено сто миллионов рублей, которые распределятся по двум направлениям: 43 миллиона - на поддержку строительства животноводческих комплексов и 57 - на "технические" субсидии. Министерство объявило конкурс, собрало бизнес-планы, сейчас мы распределяем финансы между теми, кто прошел отбор. Конечно, в 2008 году сумма "технических" субсидий была на порядок больше, но пока мы имеем то, что имеем.
Сегодня обеспеченность хозяйств техникой - порядка 50-60 процентов. 30 процентов машин - с большим износом.
РГ: Областной минсельхоз одно время считал, что оказывать господдержку надо в основном крупным хозяйствам, а слабых стоит присоединить к сильным, чтобы не распылять средства. Вы разделяете эту точку зрения?
Бондарев: Моя задача - чтобы государственная поддержка была унифицирована. Основная бюджетная помощь по объемам финансирования - это субсидии на произведенное сырое молоко. И нам не важно - сильное хозяйство их получает или слабое. Производишь продукцию, не уменьшаешь поголовье - вот тебе поддержка.
К тому же роль личности в истории по-прежнему важна. Есть примеры, когда в слабое хозяйство приходили сильные руководители и за два-три года выводили его в лидеры. В конце концов, есть вопросы собственности. В общем, я не разделяю ту точку зрения, о которой вы говорите.
Сегодня есть идея оказывать господдержку тем, кто будет выкупать сельхозпредприятия-банкроты и развивать агробизнес на их базе. В частности, мы предлагаем субсидировать часть затрат по уплате процентов по кредитам и займам на приобретение на торгах имущества должника, к которому применено внешнее управление или конкурсное производство. Мы разработали соответствующие поправки в областной закон "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельхозпродукции". Сейчас в области происходит санация устойчиво убыточных предприятий, в конкурсном производстве находится более 50.
РГ: Вернемся к субсидиям на молоко. С будущего года схема их выделения меняется. Производителей это настораживает.
Бондарев: В будущем году на эти цели запланировано 1,1 миллиарда рублей. Но выделяться деньги будут в виде целевых дотаций - на приобретение новой техники, реконструкцию, плату за подключение к сетям, закупку семян и так далее. Я дважды проводил совещания с союзом животноводов, мы обсуждали, на что они готовы тратить средства, которые придут к ним в качестве инвестиционной составляющей. Потом ведь придется отчитаться. Да, система изменится, да, будет контроль расходования средств, но это же государственные деньги, они должны не проедаться, а работать на будущее.