Министр АПК Украины: Я гречку еще лет пять есть не смогу
Глава Министерства аграрной политики Николай Присяжнюк признает, что на сегодня ситуация в агросекторе непростая, но и не критическая. Министр не видит оснований для беспокойства по поводу дефицита на продукты питания и считает, что любой ажиотаж раскручивается "информационно". По его словам, тандем "Слаута-Присяжнюк" работает эффективно и уже приносит результаты. О текущей ситуации на аграрном рынке и ценах на продукты, о рынке земли и реформировании отрасли рассказал Н.Присяжнюк.
- Николай Владимирович, это Ваш первый министерский опыт. Как работается в правительстве?
- Трудно, но интересно. В целом, я с большим удовольствием работаю с действующим составом правительства и с Премьер-министром. Опыт Николая Азарова дает возможность без истерии, взвешенно выводить страну из экономического кризиса. Это видно по всем направлениям, в том числе по АПК.
Вместе с тем, ситуация в аграрном секторе непростая. Аномально жаркое лето внесло свои коррективы в работу Министерства. Еще в начале июня ни один аналитик не мог спрогнозировать такую ситуацию. В июне нас беспокоило, чтобы из-за высокого урожая не было критически низких цен на зерновые. Тогда главной задачей правительства мы считали сбалансирование рынка для недопущения демпинга. Прошел месяц, сильнейшая жара переставила акценты, и у нас фактически все получилось наоборот.
Свою работу в качестве министра я спланировал таким образом, чтобы параллельно с текущими вызовами заниматься и задачами в контексте Программы экономических реформ. То есть - текущие вызовы и стратегия. Без стратегии мы не сможем развиваться, и нам придется постоянно быть тем пожарным, который гасит огонь то по одному виду продукции, то по другому. Это неправильно. Наша основная задача - в течение следующего года наладить работу экономического и аграрного блока с тем, чтобы мы могли прогнозируемо развивать АПК.
- Подробнее о стратегических задачах, что конкретно будет реформировано?
- В рамках Национальной программы реформ мы отработали и внесли свои предложения. Четко определили, что производственный блок должен базироваться на реформах растениеводства, свиноводства и молочного скотоводства.
Растениеводство - потому что сегодня оно обеспечивает 50% всего экспорта, а из-за отсутствия уборочных комбайнов мы ежегодно теряем 3-4 млн. тонн зерна. Другие страны такого количества даже не собирают. Поэтому нужно срочно приложить все усилия, чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность, предоставить государственные гарантии и программы для обеспечения стремительного технического переоснащения.
Кроме того, сегодня Украина импортирует 150 тыс. тонн свинины. Имея 8 млн. поголовья свиней, наша задача - за три-четыре года его удвоить.
И третье - молочное скотоводство. Как бы грустно ни было, но в этой отрасли сегодня мы не смогли приостановить динамику уменьшения количества поголовья, и не приостановили динамику уменьшения производства молока. Это проблема, отрасль тяжелая, но задача Кабмина и МинАПК - возрождение этого направления.
- У Вас уже есть конкретный план действий, ведь отрасль может десятилетиями значиться приоритетной, но не реформироваться?
- Эта программа отрабатывается, в ближайшее время она будет утверждена как национальный проект. Я думаю, уже со следующего года мы начнем в динамике увеличивать поголовье молочного стада, начиная от 250 тыс., и ежегодно наращивать.
- Есть конкретные задачи по росту производства в целом по агропрому?
- Мировая аналитика показывает, что ближайшие 5-6 лет спрос на продукты питания и сельхозпродукцию будет расти. Если мы правильно спланируем свою работу, четко сориентируем инвесторов, подготовим все необходимые шаги, валовое производство сельхозпродукции уже через 3-4 года Украина сможет удвоить.
- А какие факторы тормозили этот рост до сих пор?
- Последние годы АПК жил по принципу анархии: все надеялись, что агрорынок может регулироваться самостоятельно, что продовольственных проблем не будет, а любой дефицит можно компенсировать импортом. Но вот сегодня кинулись, а завезти продовольствие неоткуда.
Учитывая этот опыт, мы приступили к созданию Научного института аналитики, прогнозирования и балансов. Ведь принцип "рынок сам все отрегулирует" не срабатывает. Рынок не может саморегулироваться. Мы все убедились в этом на примере продуктового ажиотажа. Я, наверное, гречку еще лет пять есть не смогу (смеется).
- Потому, что ее не будет?
- Еще четыре года назад мы засевали около 400 тыс. гектаров гречкой, но из года в год эти объемы были невостребованы. Получилось, что убыточную культуру перестали сеять. И мы оказались на грани дефицита. Но, несмотря на это, в этом году гречки у нас будет произведено на 30% больше, чем нужно для потребления.
Любой ажиотаж раскручивается информационно. Кроме того, важным фактором стала ситуация в России, где из-за неблагоприятных климатических условий собраны низкие урожаи, это тоже подогрело украинский рынок.
- Вы сказали, что ажиотаж был раскручен информационно. Но этому способствовали неорганизованные действия самой власти, когда из разных кабинетов раздавались противоположные заявления относительно дефицита.
- Я этот вопрос тоже поднимал на уровне правительства. Я могу понять, когда оппозиция выступает с заявлениями, что все плохо. Но когда члены правительства или руководители подразделений выступают вразнобой, то это уже проблема.
- Чем можно объяснить такую несогласованность позиций?
- Думаю, это были притирки в исполнительной ветви власти. Впрочем, несмотря на все те события, я рад отметить, что в субботу-воскресенье на осенних ярмарках у нас гречка была по цене от 8 до 10 грн. за килограмм. И самое главное, что люди уже поняли, что покупать крупу мешками нет смысла.
- Звучат заявления, что вслед за гречкой может подорожать подсолнечное масло.
- Вы знаете, 55% всего мирового экспорта подсолнечного масла приходится на Украину. Поэтому ни о каком дефиците речь вообще идти не может. Мы экспортируем 2 млн. тонн подсолнечного масла, а потребляем около 300 тысяч.
- Но вопрос цены остается открытым, если внешние рынки окажутся более привлекательными для производителей, чем внутренний.
- Теоретически. Но здесь у нас есть взаимопонимание. Кабинет Министров принял решение срочно внести в Верховную Раду соответствующий законопроект о внутренней торговле, который даст возможность урегулировать ситуацию с ценами, надбавками, сроками расчетов так далее.
- Все-таки, этой осенью произойдет подорожание продуктов питания?
- Моя позиция в том, что за цены должны отвечать Министерство экономики и Минсоцзащиты. Наша задача - посеять, собрать, сохранить, рентабельно продать. Но учитывая наш опыт, обычно мы подставляем плечо и совместно делаем все, чтобы цена на продукты питания соответствовала уровню социальной защиты украинцев.
- Как только начинают расти цены, все кивают на МинАПК: мол, урожая нет, поэтому дорожает...
- Статистику не обманешь. Я четко заявляю, что никаких оснований для роста цен на продукты питания из-за уменьшения объемов производства сельскохозяйственной продукции нет.
- Вы можете подтвердить это конкретными цифрами по основным категориям продукции?
- По зерновым, разумеется, дефицита нет, мы экспортируем. Потребность внутреннего потребления овощей - 5,4 млн. тонн, мы вырастили 7,5 млн. тонн. Производство картофеля в этом году будет на уровне 18,5 млн. тонн, для потребления нужно 5,8 млн. тонн. Как видим, это тройной запас.
Прогнозируемые объемы потребления сахара составляют 1,8 млн. тонн, а самый пессимистичный прогноз производства - 2-2,1 млн. тонн. Это достаточно большой объем запаса, и от дефицита мы застрахованы на 100%. Кроме того, я считаю, что Министерство и правительство уже в этом году должны начать экспорт сахара. Это должно стать сигналом для производителей, что в следующем году они будут иметь экспортный потенциал. Кстати, правительство приняло решение, что в сентябре будет направлено 170 млн.грн. на поддержку производителей сахарной свеклы. Помимо этого будет дополнительное правительственное постановление об увеличении объема дотаций еще на 175 млн.грн. Так что мы за сентябрь-октябрь эти дотации не только удвоим, но и выплатим.
Приходится констатировать, что мы остаемся зависимыми от импорта мяса, но объемы импорта уменьшаются: если в прошлом году мы импортировали 400 тыс. тонн, то в этом году - 320 тыс. тонн. Также отмечается тенденция к уменьшению производства молока, но она не несет существенной угрозы, мы сможем удовлетворить потребность. Кроме того, Украина экспортирует молоко и молокопродукты в Россию, эти объемы, в случае необходимости, смогут компенсировать внутренний дефицит, в случае его возникновения.
- Несмотря, на то, что статистика не констатирует дефицит, он периодически возникает по разным категориям продуктов. Что нужно делать для предотвращения таких ситуаций?
- Поскольку мы поняли, что рынок сам не отрегулируется, уже начиная с посева озимых мы будем основываться на расчетах, анализах и четко будем планировать необходимый минимум посевов, чтобы обеспечить гарантированный объем продукции, который на 100% обеспечит внутренний рынок потребления.
Аналогично мы подойдем к посеву яровых культур, так же будем налаживать работу в вопросе производства остальных видов продукции.
Параллельно будем отрабатывать вопросы логистики, хранения урожая, сокращения числа посредников через строительство оптовых рынков и логистических центров. Таким образом, мы рассчитываем за три года устранить проблему продовольственной безопасности государства.
- Какая текущая ситуация с экспортом зерновых?
- Расчетные объемы по экспорту составляют около 13 млн. тонн зерна всех видов. На сегодня зернотрейдеры уже экспортировали 2,8 млн. тонн. То есть мы спокойно можем экспортировать где-то по миллиону тонн зерна в месяц. Конечно, мы будем четко контролировать объемы экспорта: если баланс какой-то из культур нарушится, мы будем ее квотировать, или даже запрещать экспорт.
- Есть версия, что зернотрейдеры сговорились не покупать зерно у производителей...
- Покупают, и достаточно эффективно. Сегодня к портам движется около миллиона тонн зерна. Другое дело, что трейдеры понимают: если дойдут до критической точки экспорта, то мы введем ограничения, поэтому они покупают аккуратно, не так стремительно, как раньше.
Кроме того, отмечу, что на днях на рынок для закупки зерна у производителей выйдет Аграрный фонд с первыми 1,5 млрд.грн.
- Говорят, что до выборов цена на хлеб сдерживается административно, а потом он стремительно подорожает.
- Вы знаете, административно держать цены на хлеб не получится. Я наведу пример. Мы посчитали, насколько рост цен на зерно может мотивировать подорожания хлеба. Аж на 10 копеек на одной буханке. Это, фактически, в пределах плановой инфляции.
С другой стороны, растут цены на другие услуги. И хотя это уже не наш сегмент, Министерство совместно с производителями отработали механизм, согласно которому регионы будут получать 43 тыс. тонн муки ежемесячно для того, чтобы удешевить производство и компенсировать дополнительные расходы. Еще одна мера - мы постановлением предусмотрели 20 млн.грн. для компенсации процентов по кредитам для хлебопеков.
Эти две компенсации позволяют нивелировать все предпосылки для подорожания хлеба без административного воздействия.
- Но факты остаются: из регионов периодически поступает информация о конфликтах производителей с властями в вопросах ценообразования…
- Некоторые губернаторы, не понимая ситуации или вспоминая старые времена, достают шашки и начинают ими махать. Кроме вреда, это ничего не приносит. Если сегодня нашему человеку говорят, что хлеб подорожает, он идет в магазин и вместо одной буханки покупает три, понимаете?
Я считаю, что госслужащие должны четко понимать психологию нашего потребителя, который помнит голод, послевоенные годы, карточки, трудодни и социалистические очереди. На каждый негативный информационный повод наш потребитель реагирует болезненно и пытается делать запасы. Эту психологию нужно учитывать.
- В ближайшее время правительство должно утвердить проект бюджета-2011. Какой объем финансирования Вы ожидаете для отрасли?
- Бюджетный вопрос уже обсуждался на заседании правительства. Как Министр, как аграрный лобби я буду проявлять определенный профессиональный эгоизм, поскольку именно правильная финансовая поддержка аграрного сектора будет сигналом к решению тех проблем, о которых мы говорим.
У нас с Министерством финансов возникают определенные противоречия в подходе к формированию бюджета АПК, но это нормально. Если бы их не было, это бы значило, что кто-то из нас плохо работает. Но я уверен, что основные программы, о которых мы говорим, - удешевление кредитов, поддержка животноводства, развитие логистического направления - будут профинансированы.
- О какой сумме идет речь?
- Пока она плавает. Конечно, мы хотим, чтобы бюджет был намного больше, чем в этом году, но сейчас цифру я не называю, не хочу сглазить.
- Сейчас в ряде министерств проходят проверки, аудиты деятельности, возбуждаются уголовные дела. Какая ситуация в Вашем ведомстве?
- Нас тоже проверяют. Во-первых, проверяют выполнение нормативных актов. Я считаю, что это правильно. Иначе зачем работает правительство, если его решения не выполняются? Проверки дисциплинируют и возвращают к демократии.
Идут проверки и в коммерческих структурах, в частности, в Аграрном фонде. Я считаю, что это необходимо, потому что за предыдущие годы государственные служащие привыкли, что у них есть иммунитет против нарушения законодательства. Но сегодня пора дать всем понять, что законы нужно выполнять, что перед тем, как подписывать документ, его стоит прочесть, и чиновникам следует постоянно помнить об ответственности за свои действия.
Эти проверки - не репрессии, и не какое-то закручивание гаек государством. Это одна из процедур воспитания нормального, правильного служащего, который заботится о государстве и добросовестно выполняет свои функции.
- Вы работаете в тандеме с профильным вице-премьером Виктором Слаутой. Оправдывает ли себя такой подход к управлению отраслью?
- Я считаю, что в аграрном секторе профильный вице-премьер должен быть. У нас большой сегмент ответственности, министерство глобальное, поэтому целесообразно иметь профильного вице-премьера. К сфере его ответственности относится сотрудничество с Минфином, лоббирование приоритетных для нас вопросов на заседаниях правительства и комитетов. Как говорится, "гуртом і батька легше бити".
- Конфликтов на профессиональной почве не возникает?
- Украинская натура такова, что всегда со стороны хочется увидеть, как кум с кумом поссорились. Иногда появляется информация, что между нами возникают противоречия, но я считаю, что наш тандем работает эффективно. Опыт Слауты в аграрном секторе и мой энтузиазм дают положительный результат.
- Что будет с мораторием на продажу земли?
- Мы понимаем: если необдуманно откроем рынок земли, ни наши владельцы паев, ни сельхозпроизводители, ни даже аграрные холдинги не смогут купить объемы земли, которые сегодня арендуются. Поэтому мы планируем внедрить механизм, по которому на первом этапе позволим долгосрочную аренду с правом ипотеки, чтобы право аренды можно было закладывать в банк под залог. Я думаю, что таким образом мы сохраним владельца земельного пая, дадим развиваться национальному сельхозпроизводителю и сможем привлекать банковские средства. Одна бюджетная гривня должна привлекать 5-8 гривень инвестиций.
Кроме того, мы завершаем предложения относительно того, чтобы государство выступило учредителем Государственного земельного банка. Все земли запаса, которые не принадлежат собственникам земельных паев, государство возьмет под свой контроль в земельный фонд и сможет на правах аренды с правом ипотеки сдавать их в долгосрочную аренду.