Проект закона об агростраховании поддержан с многочисленными "но"
Отклонить_нельзя_принять - примерно с такой дилеммой столкнулись вчера участники обсуждения федерального законопроекта об агростраховании на внеочередном заседании комитета Облдумы по аграрным вопросам. Проект закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой" нужный и важный, отметил глава комитета Юрий Конев. С учетом ситуации, которая сложилась в аграрном секторе этим летом, важность его тем более возрастает. Кроме того, документ долгожданный. Инициативы были и раньше, но прошлогодний федеральный законопроект на эту тему не был одобрен российским правительством. Поэтому Конев посоветовал коллегам подойти к голосованию ответственно, чтобы и нынешний проект не повторил судьбу предыдущего.
Состоявшееся обсуждение уникально тем, отметил Конев, что впервые тюменские парламентарии получили проект, который еще не прошел Совет Думы. "Аграрный комитет Госдумы направил документ непосредственно нам для замечаний, - пояснил депутат. - Поэтому мы не будем ждать постановления областной Думы, а направим свои замечания, которые сформулируем, обратно в комитет". По его словам, у тюменцев будет и вторая возможность рассмотреть данный законопроект, когда тот будет направлен традиционно, уже с учетом направленных замечаний и предложений.
Основной целью законопроекта является установление правовых основ сельхозстрахования с государственной поддержкой, отмечается в заключении информационно-аналитического управления областной Думы. Предполагается, что господдержку сельхозтоваропроизводителям будут осуществлять в форме перечисления страховщику за счет средств федерального бюджета 50% начисленной страховой премии по договору сельхозстрахования.
На такую поддержку потребуются дополнительные расходы федерального бюджета в размере 9,7 млрд рублей, в том числе на оплату страховой премии по договорам страхования урожая сельхозкультур, многолетних насаждений и посадок - 6,25 млрд рублей, и на оплату части страховой премии по договорам страхования сельхозживотных - 3,36 млрд рублей. Причем, по словам директора областного департамента АПК Владимира Ковина, если закон одобрят, то навскидку в областном бюджете нужно будет предусмотреть средства на региональную часть субсидирования страхового взноса около 500 млн рублей. "Деньги немаленькие", - посчитал Ковин.
Кроме того, законопроектом предусматривается создание единого общероссийского профессионального объединения страховщиков. В документе перечисляются его функции и правила деятельности. Причем, в заключении управления по экономике и финансам Облдумы отмечено, что реализация этого положения может привести к ограничению конкурентности и монополизации на рынке сельхозстрахования с господдержкой.
Участники обсуждения согласились, что документ очень актуален, однако он имеет свои недостатки. Глава комитета напомнил, что летом председатель правительства говорил о предпочтительном субсидировании государством тех сельхозпроизводителей, кто страхует свои посевы. Это получило отражение в данном проекте. Однако, согласно заключению областного правительства, данное положение не соответствует принципу добровольного страхования и делает сельхозстрахование фактически обязательным.
По мнению страховщиков, исправить ситуацию можно, предложив сделать обязательным приобретение сельхозтоваропроизводителями только одного страхового договора - о катастрофической гибели. По словам заместителя директора по корпоративному бизнесу филиала ОСАО "Ингосстрах" в Тюмени Раисы Самусенко, это самый дешевый полис, но он может защитить и производителя, и правительство от ситуации, которая сейчас возникла во многих регионах, пострадавших от засухи и пожаров. "Этот договор однозначно должен быть с господдержкой, - отметила Раиса Самусенко. - Другие договоры с пакетом иных рисков должны быть добровольными".
Кроме этого к данному варианту закона есть еще масса дополнений, добавила она. К тому же в документе есть нестыковки, начиная с противоречий с ФАС, заканчивая противоречиями с законом об организации страхового дела. Она отметила, что в тексте есть и путаница в терминологии, к примеру в том, что является страховым случаем, а что следствием страхового случая.
По мнению Владимира Ковина, принципиально правильным подходом является то, что страховая компания, участвуя в страховании того или иного вида объекта, в случае гибели застрахованных посевов, должна иметь деньги на возврат либо через страховой фонд компании, либо через объединение страховщиков.
Проект в таком виде поддерживать нельзя, надо дорабатывать, заявил коллегам депутат Николай Барышников. Он заострил внимание на положении законопроекта, согласно которому страховой случай наступает, если недобор составляет более 50% урожая озимых и многолетних, или более 35% урожая яровых на всей площади сева. "Это сразу ставит производителей в кабальное положение, - уверен парламентарий. - Что касается упомянутого пункта о лишении господдержки при отсутствии страховки, это тоже кабала. Мы таким законом крестьян опять на колени ставим".
Депутаты заспорили о том, с какой формулировкой закончить обсуждение. Если одобрить законопроект в целом с учетом замечаний, то, по опасениям Николая Барышникова, замечания из такой формулировки могут "выпасть", останется только одобрение. Если не поддерживать проект в предложенном виде, то, по мнению Юрия Конева, это может никак не сказаться на проекте в дальнейшем. "Примут и без нас", - заметил он и повторил, что надо воспользоваться тем, что сейчас у тюменцев есть фора, а отклонить данный проект они смогут и в следующий раз. По мнению депутата Владимира Чертищева, закон нужно поддержать еще и с учетом временного фактора, так как сейчас идет формирование бюджета на будущий год. А если потребуются дополнительные деньги на субсидирование страхового взноса, то лучше об этом подумать заранее.
В итоге, Николай Барышников остался при своем мнении, и голосовал против. Однако большинством депутатов проект был одобрен.
Напомним, необходимость сельхозстрахования широко обсуждалась в Тюменской области как на уровне региональной власти, так и самих страховщиков.