23 ноября 2024 г., Суббота
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Сибирское зерно: Ни много ни мало

2 августа 2010 10:56

Содной стороны, сибирским сельхозпроизводителям аномальная жара в центральных регионах России оказалась на руку. В проблемные территории теоретически может «уйти» часть местного зерна как из нового урожая, так и — что куда более важно — из переходящих запасов прошлых лет. Таким образом, будет решена насущная проблема — освободятся площади под хранение зерна. Его не придется оставлять на полях или предавать огню, как это случалось в прошлом сезоне. С другой стороны, все из-за тех же погодных условий правительство может ввести запредельные экспортные пошлины на зерно, стараясь обеспечить продовольственную безопасность и не допустить резких скачков цен. И излишки, которые можно было бы продать за границу, останутся в регионе и будут оказывать давление на рынок.

При этом стоит учитывать еще целый ряд факторов — например, собственные переходящие запасы зерна в пострадавших от засухи регионах, высокие железнодорожные тарифы на перевозку зерна, делающие невыгодной его транспортировку внутри страны, сложности с экспортом из-за низкой пропускной способности портов на Дальнем Востоке, а также изменение структуры посевов, случившееся в нынешнюю посевную кампанию. Радует одно — в нынешнем году цена на зерно точно будет выше уровня себестоимости, то есть производство вновь станет рентабельным. Правда, не настолько, насколько хотелось бы крестьянам и зернопереработчикам.

Изоляция Сибири

Развитие экспорта зерна и продуктов его переработки в последние несколько лет считалось едва ли не панацеей от проблемы перепроизводства зерна, которая в Сибирском федеральном округе (СФО)  обострялась год от года и особенно — в кризисном 2009−м. Прошлогодний урожай составил 20 млн тонн (при внутренней потребности в 12 млн тонн), то есть теоретически доля экспорта — 8 млн тонн, или 40%. Но, по данным Объединенной зерновой компании (ОЗК, агент государства по проведению зерновых интервенций), в текущем сезоне с июля 2009−го по март 2010 года из СФО на экспорт было отгружено 0,42 млн тонн зерна, то есть чуть более 5% возможного объема. При этом на рынок серьезно давили переходящие остатки зерна от урожаев прошлых лет. По словам Дмитрия Терешкова, председателя Сибирского зернового союза, в начале года они составляли более 1,4 млн тонн. Таким образом, вопрос о необходимости экспорта не просто назрел — он встал «во весь рост». Главная проблема — куда вывозить излишки?

В идеале, заботясь о национальной продовольственной безопасности, сибирские сельхозпроизводители должны были обратить внимание прежде всего на свою страну. Но Россия — страна парадоксов: вывозить зерно в центральные регионы всегда было невыгодно. Во-первых, предложение сибиряков перебивали Кубань и Поволжье — основные житницы России. В итоге сибирское зерно в основном используется для формирования судовых партий с заданными качественными показателями наряду с зерном из Южного и Центрального федеральных округов, говорят в ОЗК. Поэтому, можно сказать, что зерно из Сибирского региона используется как своего рода «улучшитель» качества российского зерна в целом.

Во-вторых, перевозить зерно по своей стране просто невыгодно из-за железнодорожных тарифов. Существующие льготы в 50% на тонну зерна после тысячного километра не могут сделать его конкурентоспособным в сравнении с южным: 50% — это около 2 тыс. рублей. Средняя цена на зерно даже сейчас, когда в 23 регионах России объявлено чрезвычайное положение в связи с засухой, составляет: на продовольственную пшеницу — около 5 тыс. рублей, на фуражную — около 4 тысяч. Для того чтобы покрыть расходы сибирских компаний на перевозку, цена должна подняться едва ли не наполовину. Такое развитие событий — скорее из области фантастики, учитывая тот факт, что правительство намерено уже в августе (почти на два месяца раньше, чем всегда) провести интервенции, одной из задач которых сегодня является недопущение спекулятивного роста цены на зерно. А снижение железнодорожного тарифа до нуля и с первого километра — не менее фантастическое событие, на которое сибирские производители даже не рассчитывают и говорят о нем только как о несбыточной мечте. В такой ситуации крестьян называют заложниками переработчиков. «Казалось бы, сегодня, в условиях засухи, цены на зерно в стране должны взлететь. И где-то они действительно взлетели, но алтайские крестьяне-зернопроизводи-тели этого не заметили. Если на Урале цена тонны пшеницы третьего класса за последние пару недель с 3,5 тыс. рублей выросла до 4,15 тысячи, то алтайские крестьяне, без учета расходов на перевозку, могут выручить не более 3,3 тыс. рублей за тонну, что почти на уровне себестоимости», — приводит пример из практики Алтайского края Алексей Багаряков, депутат Госдумы от КПРФ.

Выходом является «поход на восток» — поставка зерна в Приморье и через порты Владивостока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Эксперты отмечают, что АТР — единственная территория в мире, где сегодня растет потребление пшеницы. Здесь увеличивается численность населения, растет уровень жизни, а структура потребления продуктов приближается к европейской, то есть традиционный рис в пище азиатов уступает место пшенице. «Суммарная потребность Восточной Азии в импортном зерне велика, но даже при идеальном для нас раскладе мы в состоянии рассчитывать на экспорт в этом направлении не более чем в 3,5 млн тонн в год», — отмечает Дмитрий Терешков.

Поэтому неудивительно, что в нынешнем году сибирские компании активизировали усилия, направленные на поставки зерна в Азию. Еще в ноябре 2009 года агентство Reuters со ссылкой на Павла Скурихина, председателя совета директоров Сибирского аграрного холдинга (САХО), сообщило о заключении контракта на поставку на Тайвань совместно с японским торговым домом корпорации Itochu 1 тыс. тонн пшеницы. В сообщении указывалось, что в перспективе предполагается увеличить объем до 5 тыс. тонн ежемесячно. Кроме того, перспективными партнерами САХО являются Япония, Бангладеш, Южная и Северная Корея, Вьетнам, Малайзия и Индонезия. Первая поставка состоялась в марте. Сергей Бондаренко, генеральный директор промышленно-продовольственной компании «Сибирь» (Барнаул), говорит о перспективах поставок в Китай. Сибирское зерно также уходит в Монголию. Сергей Левин, генеральный директор ОЗК, на международной зерновой торговой конференции «Азия–Россия», состоявшейся в Сингапуре в конце февраля, заявил, что к 2015 году по дальневосточному зерновому коридору только его компания будет экспортировать в страны АТР 4 млн тонн зерна.

Более того, сибиряки готовы инвестировать в строительство зерновых терминалов на Дальнем Востоке. Об этом, например, говорил Виктор Гергерт, вице-губернатор Новосибирской области: «С этой целью уже начато строительство зернового терминала в порту Восточный в Находке. Этим занимается компания «Трансхимэкспорт», в ее составе новосибирская компания «Новые современные агротехнологии», и у нее есть площадка в этом порту». По его информации, первая очередь этого зернового терминала емкостью примерно в 80 тыс. тонн будет запущена в первом квартале следующего года. Он также сообщил, что в ближайшее время власти региона проведут переговоры с руководством Владивостокского морского порта относительно строительства там зернового терминала и всей необходимой инфраструктуры. Основным заказчиком выступит САХО.

Правда, и на этом пути зернопереработчики испытывают проблемы. Андрей Бакин, первый зампред совета директоров САХО, отмечает: «Дальневосточных портов, где бы не существовало проблем с организацией перевалки зерна в масштабных объемах, сегодня просто нет». Везде требуется обеспечение дополнительных железнодорожных подходов, расширение припортовых станций, строительство гидротехнических сооружений. Самая подготовленная с точки зрения наличия такой инфраструктуры площадка — Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Здесь возможно наиболее оперативно и с наименьшими затратами построить зерновой терминал грузооборотом 1,5–2,5 млн тонн в год. Не больше, потому что площадка расположена в черте города.

Не снимается и проблема тарифов на перевозку зерна. Суммарные затраты на провоз зерна по железной дороге сейчас — в пределах 100 долларов за тонну, что отражается на конечной стоимости продукта. Плюс к этому РЖД преподнесли очередной «сюрприз» зернопереработчикам, введя новое техусловие на зерно в контейнерах, которые являются оптимальными для транспортировки на восток. Тонна зерна подорожала с 8 до 18 долларов. Кроме того, климатические условия в Сибири не дают гарантии, говорит Дмитрий Терешков, что объемы поставок продукта в страны АТР будут стабильными. А за лакомый кусок пирога борются также компании США и Канады. Так что конкуренция и на этом рынке весьма и весьма существенна.

Голода не будет

Казалось бы, в этом году сибирские крестьяне и переработчики могут обратить внимание на традиционно непривлекательный внутренний рынок. Засуха существенно скорректировала планы урожая. Если в начале года эксперты говорили о более чем 100 млн тонн, то сейчас они прогнозируют 85 млн тонн, а «СовЭкон» и вовсе — 75 млн тонн. Наибольшее падение урожайности ожидается как раз в признанных российских житницах, в то время как в Сибири есть возможность собрать урожай на уровне прошлого года, то есть около 20 млн тонн.

Но эфемерные надежды местных компаний поработать на внутреннем рынке охлаждают сразу несколько фактов. Во-первых, потребление зерна в России составляет 75–77 тонн, так что в любом случае страна соберет урожай, достаточный для покрытия внутренних потребностей. Во-вторых, в 2008–2009 годах благодаря рекордным сборам были созданы рекордные же запасы зерна. На начало июля в интервенционном фонде было около 9,5 млн тонн зерна, причем почти все зерно урожая 2008–2009 годов. В августе планируется начать зерновые интервенции и продать треть этого объема. А общие запасы зерна в стране составляли в июле 24 млн тонн, и уже 5 млн тонн было намолочено из нового урожая.

Отрадно, что голод нам не грозит. Но и нового рынка сбыта сибирские сельхозпроизводители не получат. Возможно только то, что проведенные в августе интервенции отчасти освободят площади для хранения зерна нового урожая. Теоретически в этих условиях зернопереработчики уже не смогут так жестко диктовать условия приема и хранения зерна крестьянам, как это было в прошлом году. Тогда, напомним, только цена сушки тонны зерна составляла в Сибири около 200 рублей.

Цены не вырастут

Но есть и хорошие новости. Все та же засуха спровоцировала рост цен на зерно, а ведь именно этого ждали все крестьяне в прошлом году. Производство зерна снова становится рентабельным, отмечают эксперты. На начальных интервенциях, которые пройдут в августе, цена уже заявлена выше уровня себестоимости — для сибирского зерна она составляет около 3 тыс. рублей. Аналитики говорят, что цена сегодня меняется два раза в день — до обеда и после него. «Или вместо», — иронизирует Владимир Петриченко, директор компании «ПроЗерно». По его данным, в пострадавших от засухи регионах продовольственная пшеница в 20−х числах июля стоила в среднем 5–5,2 тыс. рублей за тонну. Фуражная пшеница в Поволжье в середине июля стоила 3,9 тыс. рублей, фуражный ячмень — 3 тыс. рублей. В Центральной России цены выше: 4,3 тыс. и 3,2 тыс. рублей за тонну (данные на 16 июля). Объявленные интервенции должны сдержать рост цен, но рынок все равно будет диктовать свои условия. В этом году они для крестьян могут стать куда более выгодными, чем в прошлом.

Может быть, сейчас часть крестьян «кусает локти», думая о том, что в посевную изменили структуру посевов — уменьшили количество засеваемой пшеницы, отдав предпочтение другим культурам: лен, горох, подсолнечник. Тогда эти изменения преподносились как благо. Во-первых, пшеница была не в цене, а работать в убыток никто не хотел. Во-вторых, это воспринималось как ломка многолетнего тренда, когда пшеница во многих регионах была монокультурой. Но ведь и засуха бывает не каждый год.

При этом эксперты констатируют следующий факт: подорожание зерна не отразится на продовольственных ценах, в первую очередь на хлеб. Павел Скурихин отмечает, что стоимость зерна в цене булки составляет не более 15%. Да и повышать цены самостоятельно производителям никто не даст: государство контролирует цены на основные продукты. А сейчас будет делать это еще жестче. Таким образом, каких-то глобальных изменений на рынке производства и продажи зерна в ближайшее время не предвидится. Засыпанное в прошлые годы в закрома родины зерно и достаточное даже в условиях засухи производство сохранят рынок от потрясений. Аномальная жара лишь скорректирует возникшие в прошлом перегибы, в первую очередь в стоимости зерна. Оно вновь станет рентабельным. А в остальном все будет так же, как и прежде — переработчики будут искать новые рынки сбыта, пытаясь пробиться в Азию и все-таки надеясь на чудо в виде нулевых железнодорожных тарифов. 

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: