Казахстан возвращается в Грузию (строительство зернового терминала)
Республика уже давно озабочена проблемой доставки зерна на мировые рынки: из-за географического положения Казахстана экспортеры несут большие расходы по транспортировке зерна. Только за счет транзитных тарифов каждая тонна зерна из Казахстана дорожает примерно на $50. Вопрос в зерновых терминала, кроме существующих в Актау (Казахстан), Баку (Азербайджан) и Амирабад (Иран) Казахстан предполагал построить аналогичную базу в иранском порту Имам Хомейни с выходом в страны Персидского залива. Пару лет назад звучали и планы по покупке терминала в одном из черноморских портов Украины.
Ежегодно Казахстан экспортирует в среднем 6—7 млн тонн пшеницы, в основном через Россию и Украину. Но пока россияне и украинцы не отгрузят через порты свое экспортное зерно, казахстанская продукция туда не попадает. Соответственно, спрос на казахстанскую пшеницу увеличивается ближе к зиме.
Напомним, в 2008 году планировалось и возведение терминала в грузинском порту Поти, который мог бы существенно облегчить экспорт зерновых потоков. Однако тогда министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев заявил, что Казахстан отказался от этого строительства. Примечательно, что это заявление прозвучало в тот день, когда в гостях у Нурсултана Назарбаева был его коллега Дмитрий Медведев. Министр не стал скрывать, что отказ от вложения денег в строительство терминала связан с «международными проблемами, с ситуацией в Грузии».
Если бы не отказ, то казахстанский зерновой оператор «Продкорпорация» инвестировал бы в строительство $9 млн, а объект был бы готов к эксплуатации уже в 2009 году. Таким образом, Казахстан имел бы в Грузии предприятие с проектной мощностью и элеватором в 24 тысячи тонн и 50%-ной долей.
Был и альтернативный вариант решения зерновой проблемы. В ходе Всемирного зернового форума в 2009 году президент России Дмитрий Медведев предложил создать зерновой пул с участием России, Казахстана и Украины. То есть своеобразная зерновая ОПЕК, где Россия и Украина поставляли бы зерно на экспорт, а Казахстан восполнял им эти поставки. Выгоды для казахстанских аграриев очевидны, так как решалась бы проблема зерновых терминалов на море. Тут, однако, подвела Украина, полностью отказавшись от участия в этом проекте.
В этом году Казахстан вернулся к изучению возможностей строительства или приобретения зернового терминала в одном из портов на Черном море. Посол Грузии Паата Каландадзе в интервью «Литеру» заявил, что «самым предпочтительным вариантом для Казахстана в его желании приобрести зерновой терминал в одном из портов Черного моря может стать Грузия», и вновь предложил вернуться к варианту с портом Поти. В свою очередь Украина предлагала свои варианты: Одесса, Херсон, Ильичевск, Южный. Вице-премьер правительства РК Умирзак Шукеев склонялся к «строительству или приобретению доли участия в зерновом терминале в одном из портов Черного либо Азовского морей на территории Российской Федерации». В итоге победила Грузия.
Таким образом, тема покупки зернового терминала в порту Черного моря, похоже, закрыта. Вероятно, на выбор Казахстана повлияло то, что и Россия, и Украина сами являются крупнейшими экспортерами зерна и конкурентами Казахстана на мировом рынке. Политика диверсификации маршрутов, которой республика придерживается в вопросе транспортировки своих углеводородов, оказалась вполне приемлема и для зерна.
Республика