Таджикистан вновь обвиняет Узбекистан в задержке железнодорожных грузов. Посевная под угрозой
Узбекистан продолжает под разными предлогами задерживать на своей территории грузовые вагоны, направляющиеся в Таджикистан, заявил заместитель начальника ГУП "Рохи охани Точикистон" ("Таджикская железная дорога") Усмон Каландаров. По его словам, официально Узбекистан ссылается на то, что основная причина - загруженность железных дорог страны. Он указал, что на сегодняшний день количество задержанных на территории Узбекистана вагонов с таджикскими грузами превышает 2 тысячи.
Без каких-либо причин задерживаются 700 вагонов с дизтопливом и бензином, более 50 вагонов с реактивным топливом, свыше 100 вагонов с мукой и пшеницей, а также вагоны с другими жизненно важными для республики грузами. "Особое негодование вызывает то, что 16 марта текущего года было полностью приостановлено продвижение грузовых вагонов из территории Узбекистана по направлению в Хатлонскую область Республики Таджикистан. Практически закрыта железнодорожная станция Амузанг, через которую поступают грузы на юг Таджикистана. Узбекская сторона закрытие станции Амузанг мотивирует реконструкцией и восстановлением железнодорожного участка между подстанциями Амузанг и Термез и загруженностью этих станций", - отметил представитель таджикской железнодорожной компании.
Он обратил внимание на то, что по причине задержки грузов, как предприниматели, так и железнодорожники терпят крупные убытки. Задержка необходимых грузов также сказывается и на развитии аграрного сектора, где сейчас идет весенний сев сельхозкультур. "Таджикская сторона неоднократно обращалась с просьбами к узбекскому руководству посодействовать данной проблеме, но пока никаких результатов нет. Хотя транзит вагонов осуществляет Международный государственный стыковой пункт (МГСП), который находится между Таджикистаном и Узбекистаном и должен без каких-либо препятствий пропускать грузовые вагоны. С нашей стороны все вагоны отправляются вовремя. В сутки Узбекистан пропускает на территорию Таджикистана около 80 грузовых вагонов. Так, накануне было пропущено 37 вагонов с глиноземом, 28 вагонов с бензином, 2 вагона с ГСМ и 11 вагонов муки. Это очень мало. Особенно это касается поставок ГСМ, которые необходимы для аграрного сектора экономики республики, в частности, в настоящее время для проведения весенних полевых работ. На сегодня на таджикско-узбекской границе задержано 499 вагонов ГСМ", - резюмировал Усмон Каландаров.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в ходе недавней турне по странам Центральной Азии призвал Узбекистан решить вопрос транзита железнодорожных грузов для Таджикистана. "В Таджикистане начинается посевной сезон и фермеры должны быть защищены и обеспечены горючим, удобрениями и семенами и все это должно доставляться без дальнейших задержек. Это вопрос уже гуманитарного характера и он может повлечь за собой очень серьезные негативные последствия для страны, если фермеры пропустят этот посевной сезон", - резюмировал глава ООН.