Компенсацию в 20 долларов за тонну перевезенного зерна получат казахстанские экспортеры!
В 2009 году Казахстан собрал рекордный урожай зерновых объемом более 20 млн тонн. Для проведения мероприятий по логистике и сбыту зерна правительством страны было принято решение о выделении из бюджета 5 млрд. тенге на частичную компенсацию транспортных затрат экспортерам для перевозки казахстанского зерна транзитом через территорию Российской Федерации.
Трансферт бюджетных денег в упрощенном виде выглядит следующим образом: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан получило транш из госбюджета и по договору перечислило его на счет АО «Центр транспортных услуг» (ЦТУ). В свою очередь ЦТУ заключает договоры с казахстанскими экспортерами зерна при наличии у последних необходимых документов, в том числе лицензии на право осуществления деятельности по реализации зерна на экспорт. Возмещение затрат в размере 20 долларов США за тонну перевезенного зерна осуществляется ЦТУ по факту доставки зерна на станцию (порт) назначения после получения от экспортеров железнодорожных накладных и подписания актов выполненных работ.
Такой подход позволил обеспечить максимально надежный и прозрачный механизм осуществления возмещения компенсации непосредственно экспортерам зерна, минуя посреднические звенья.
На сегодняшний день ЦТУ имеет договоры транспортной экспедиции с 54 казахстанскими компаниями. Среди них такие экспортеры зерна, как ТОО «Алтын бидай», ТОО «АПК-Инвест», ТОО «Казахстанская зерновая компания» и другие.
Все они заинтересованы и в дальнейшем сотрудничестве с ЦТУ. «Меры правительства по компенсации затрат оживили экспорт казахстанского зерна в северном направлении», - считает руководитель ТОО «Абзаил». По его словам, «компания нацелена на долгосрочное партнерство с ЦТУ, нас устраивает и качество услуг и ставки, предлагаемые этим экспедитором».
По информации президента АО «Центр транспортных услуг» Андрея Богдановича, «по состоянию на 2 апреля 2010 года общий объем отгруженного зерна составил 558 974 тонн. При этом сумма компенсации составила около 1,7 млрд. тенге, из них 970 млн тенге уже возвращены экспортерам, еще порядка 260 млн. тенге будут возмещены после подписания актов выполненных работ – они уже в работе, оставшиеся 464 млн тенге экспортеры получат после предоставления необходимых документов».
Сегодня некоторые зернотрейдеры, обращаясь в ЦТУ, интересуются «дороже ли услуги ЦТУ по сравнению с услугами частных экспедиторских компаний?».
- Уровень железнодорожного тарифа является единым и неизменным для грузоотправителей и экспедиторских компаний, обратившихся за услугой в железнодорожную администрацию, - уточняет А. Богданович. – На тарифы экспедиторов сопредельных государств ЦТУ, впрочем, как и любой другой экспедитор, влиять не может. В то же время поставщика экспедиторских услуг по территории сопредельных стран определяет непосредственно экспортер и именно с ним ЦТУ заключает соответствующий договор.
Так, по рекомендации ОЮЛ «Зерновой Союз Казахстана» и экспортеров заключены договоры с российскими экспедиторскими организациями ООО «Технотранс», ООО «Транзитсервис», ООО «Агро-Вагон», ЗАО «Интертранс» и т.д.
Необходимо отметить, что стоимость услуг ЦТУ формируется из нескольких составляющих: тарифа, предъявленного железнодорожными администрациями, стоимости услуг по территории сопредельных стран, выставляемой российскими экспедиторскими компаниями, а также экспедиторской комиссии ЦТУ в размере 150 тенге за перевезенную тонну зерна.