Доктрина продовольственной безопасности России: слова и реальность
Согласно Доктрине продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Многое в этом документе базируется на принципах, провозглашенных Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Так, например, в середине ноября 2009 года на Всемирном саммите по продовольственной безопасности, организованной ФАО в Риме, министр сельского хозяйства Елена Скрынник от имени России подписала декларацию, которая, помимо всего прочего, возлагает ответственность за доступность продовольствия для народа на правительство страны.
По нормам ФАО, сегодня потребление мяса должно составлять 81 кг на человека в год. Молока - 392 кг. Причем доля импорта продовольствия не должна превышать 17%. Если же эта пороговая величина превышена, то импорт начинает подавлять внутреннее производство, что ведет к угрозе продовольственной безопасности страны.
Таким образом, уровень продовольственной безопасности России определяется через удельный вес отечественной продукции.
Для производства зерна это не менее 95%. (Этот показатель уже достигнут. Зерна у нас в избытке, даже экспортируем. Хуже с твердыми сортами пшеницы, которые нужны для производства высококачественных макаронных изделий. Их, как и прежде, придется закупать за границей).
Выполняются также условия безопасности по доле картофеля (не менее 95%) и растительного масла - не менее 80%. По остальным видам продовольствия с соблюдением этих норм сложнее.
Так, например, по мясу и мясопродуктам доля отечественной продукции должна превышать 85%. До недавнего времени она составляла от 65% до 75%. И только в 2009 году импорт существенно сократился - доля зарубежного товара на рынке составила 25% вместо 32% по сравнению с 2008 годом. Причина - кризис и резкое падение импорта продуктов питания.
Доля отечественного молока и молокопродуктов в пересчете на молоко должна быть не менее 90%, тогда как сейчас - только около 80%.
По рыбной продукции доля должна быть не менее 80%, тогда как на сегодня, по разным данным, - от 60% до 70%. И проблема здесь не столько в том, что значительная ее часть импортируется, сколько в том, что россияне потребляют, примерно, на 45% меньше морепродуктов, чем это рекомендовано международными стандартами.
А поскольку критериям безопасности эти показатели явно не соответствуют, то в Доктрине ставится задача выйти на устойчивую динамику роста импортозамещения.
В документе закреплены безопасные уровни обеспеченности страны собственным продовольствием. Так, к 2020 году доля произведенных в России основных продуктов питания на внутреннем рынке должна составлять не менее 80%, при этом доля отечественного зерна должна быть не менее 95%, молока - до 90%, мяса и соли - 85%, сахара, растительного масла и рыбы - от 80%. Как заявила недавно в ходе встречи с президентом глава Минсельхоза Елена Скрынник, на эти показатели отечественному продовольственному рынку может выйти уже в ближайшие пять лет.
Как говорится, пообещать легко. Это - почти что сделать. Но насколько это реально?
Например, мясо. Российские производители говядины сейчас могут обеспечить спрос потребителей мясной продукции лишь на 50%. Особенно это касается говядины. Даже при благоприятных условиях нужно куда больше пяти лет, чтобы увеличить собственное производство этого вида продукции. Это - во-первых. Во-вторых, качество российского мяса далеко не всегда соответствует тем стандартам, к которым привыкли отечественные переработчики, работающие с импортным мясом.
В третьих, - не хватает животноводческих комплексов.
Практика показывает, что на возведение одного современного комплекса на 2000 коров уходит не менее полутора лет и примерно 400 миллионов рублей. И для того, чтобы не зависеть от импорта, таких комплексов нужны сотни, если не тысячи.
Несколько лучше обстоят дела с производством свинины. Если говядина «зреет» два года, то свинина уже через семь месяцев может поступать на прилавок и в переработку. Но и здесь, если мы хотим уйти от импорта, нужно строить новые современные комплексы. Обойдется это дешевле, но их тоже нужно несколько тысяч.
Помимо этого в регионах необходимо построить сотни предприятий для переработки сельскохозяйственной продукции на местах. А это уже десятки миллиардов рублей. И где их взять, если на государственную поддержку всего агропромышленного комплекса в 2010 году в бюджете запланировано только 80 млрд. рублей, а богатые инвесторы, которые в начале кризиса ушли из села, до сих пор к брошенным свинарникам и коровникам не вернулись?
Более-менее благополучно обстоят дела с производством мяса птицы. Здесь замещение происходит довольно быстро, и в ближайшие 3-4 года мы, пожалуй, сможем отказаться от импорта.
Что касается молока, то здесь эксперты оценивают шансы на достижение поставленных целей как хорошие, но при условии более жесткой таможенно-тарифной политики. В этом случае российские производители, действительно в течение ближайших пяти лет смогут "обезопасить" потребителей от импорта.
И все же самая главная проблема заключается в том, кто будет обеспечивать продовольственную безопасность страны. Одними субсидиями и льготными кредитами производителям сельхозпродукции эту проблему не решить. В селе ведь кто-то должен работать. Причем, работать с желанием и добросовестно. А у нас более трети сельхозпредприятий являются убыточными. Села пустеют. Все, кто мало-мальски способен к труду, давно переселились в город. И происходит это, потому что среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляет всего 3580 рублей или 43% от среднего по стране уровня. Более половины жителей села живут за чертой бедности, и лишь две трети трудоспособных селян обеспечены работой. Не говоря уже о плохих дорогах, вернее сказать, направлениях, потому что назвать дорогами то, где тонут в грязи даже тракторы, язык не повернется. Из-за этого мы теряем до 40% собранного урожая. Не говоря о прочей инфраструктуре, присущей современной цивилизации, которой в сельской местности, мягко говоря, не хватает. Получается замкнутый круг: в деревне практически нет достойной работы, но почти нет и достойных работников...
Собственно говоря, для исправления этой ситуации и понадобилась Доктрина продовольственной безопасности.
России нужно поднимать свое сельское хозяйство еще и потому, что земля - это одно из ее естественных конкурентных преимуществ на мировой арене. Спрос на продовольствие не только у нас, но и во всем мире с каждым годом будет только расти. И нужно грамотно организовать производство этой продукции. По мнению президента РСПП Александра Шохина, "Очень правильно было бы выбрать в рамках общей стратегии сохранение сельского хозяйства не только как отрасли экономики, но и как образа жизни существенной части населения". Конечно, в данном случае имеется в виду не сохранение "образа жизни" нищей деревни, оторванной от остального мира, а возрождение российского села в его лучших древних традициях. Субсидии, внимание государства и немного энтузиазма, чтобы преодолеть негативный имидж деревни - и тогда дело пойдет.
Но этот новый этап рыночного хозяйствования потребует разработки принципиально новых стратегий развития российского АПК с учетом особенностей процессов формирования социально ориентированного рыночного хозяйства, играющего главную роль в удовлетворении внутригосударственных потребностей в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания. С учетом интеграции его в мировое сообщество - согласно документу, вступление России во Всемирную торговую организацию также будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны (правда, если оно состоится на наших условиях). Короче говоря, все это потребует изменения роли и места российского АПК, как в жизни страны, так и в международном разделении труда.