Казахстан: Субсидирование экспорта зерна в российском направлении. Как это будет
13 января 2010 09:32
Как известно, из-за конвекционных запретов основной экспортный поток казахстанского зерна пойдет через территорию России. В связи с чем государство приняло решение о субсидировании экспорта в этом направлении, выделив на эти цели 5 млрд. тенге. Оператором выделяемых государством субсидий на экспорт зерна назначено Министерство транспорта и коммуникаций.
Однако трейдеров это известие не особо обрадовало. Почему? Будем разбираться.
Как сказал представитель НК «Казахстан темир жолы» на одном из совещаний, дабы эти средства не расспылились и не ушли бесследно, было создано АО «ЦТУ». Все грузоотправители, отправляющие зерно на экспорт транзитом через Россию и претендующие на получение субсидий, должны заключить договор на перевозку с ЦТУ. Так выделенные государстовм 5 млрд. тенге будут перечислены на АО «Центр транспортных услуг». Надо заключать договор с ЦТУ, которое в свою очередь имеет договор с компаниями, владеющими подвижным составом. В том числе - «Русагротранс» и ЛП Транс. Центр транспортных услуг располагает возможностью заключить договор с любым экспедитором России о предоставлении подвижного состава. Трейдерам был обещан четко прописанный тариф.
Что касается обещанных субсидий, то здесь формулировка такая – возмещаются затраты. То есть 20 долларов на каждую экспортированную тонну трейдер получит после того, как сможет подтвердить проведение экспортных операций. То есть получается процедура, схожая с возвратом НДС.
Вся эта цепочка выглядит следующим образом: заключается договор с АО «ЦТУ». После отправки зерна трейдер предоставляет в ЦТУ накладную, свидетельствующую о казахстанском происхождении вывезенного зерна, также нужно предоставить копию документа, к отором указана станция назначения и подтверждено, что зерно «проезжало» через территорию РФ. Кроме того, нужен акт выполненных работ, который покажет сколько зерна было вывезено.
Только после этого Минтранском и выделит долгожданные 20 долларов на тонну. Как сказал, представитель КТЖ, деньги можно получить наличными, а можно по акту закрыть и зачислить на следующую перевозку.
Много ли найдется желающих получить субсидии постфактум, покажет время.