22 ноября 2024 г., Пятница
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Центральный ФО. Георгий Полтавченко об аграрной политике округа и путях выхода из кризиса.

13 июня 2001 10:52
На состоявшемся 8 июня в Воронеже заседании Совета Центрального Федерального округа Георгий Полтавченко представил свое видение аграрной политики округа и свои пути выхода из кризиса. Приведем основные тезисы его доклада.

Общее состояние АПК России
Год 1999, а вслед за ним и 2000 год можно без сомнения признать успешными для отечественного сельского хозяйства. В 2000 году собрано 65 млн. тонн зерна, что на 10 млн. тонн больше, чем в 1999 году. Заготовлено 28 млн. тонн кормов, рост составил 15% к предыдущему году.
По прогнозам Минсельхоза, валовой сбор зерновых в 2001 году может составить от 65 до 70 млн. тонн. По данным аналитического отдела компании "ОГО", можно ожидать урожая и свыше 70 млн. В частности, пшеницы будет собрано 36-38 млн. тонн против 34 в 2000 году. Прогноз основывается на том, что погодные факторы пока благоприятствуют сельхозпроизводителям, и урожайность озимых может повыситься примерно на 10%, а яровых на 3-4%.
В таком случае России вполне может хватить собственного зерна (если его удастся полностью собрать), по крайней мере на продовольственные нужды. Если же будет ощущаться нехватка фуражного зерна, то дефицит можно будет покрыть поставками с Украины, где ожидается весьма неплохой урожай зерновых и есть готовность экспортировать 6-8 млн. тонн зерна, а также из Казахстана.
В конце прошедшего десятилетия впервые за годы реформ сельское хозяйство стало прибыльным. В 1999 получено 13 млрд. рублей прибыли, а в 2000 году - 14 млрд. По доходам в бюджеты всех уровней сельское хозяйство занимает третье место. Двухтысячный год принес России рост сельскохозяйственного производства в 5%, при рентабельности 7,4% (в то время как в 1998 г. она была отрицательной: -30%). Количество убыточных хозяйств сократилось на треть и сейчас составляет 55% (против 88% в год финансового кризиса). Рост объема сельхозпродукции был обеспечен в основном за счет крупнотоварных хозяйств, которые дали 40% всей продукции.
По данным Госкомстата, в 1999 г. инвестиции в основной капитал в агропромышленном комплексе (АПК) увеличились более чем вдвое: с 25 млрд. руб. до 54 млрд. Причем бюджетные федеральные и региональные вложения составили не более 3,5 млрд. Все остальное - средства частных инвесторов. Но и государство не забывает АПК. В 2000 впервые году за последние пять лет правительству удалось преодолеть отрицательную тенденцию ежегодного снижения бюджетного финансирования агропромышленного комплекса. Как подчеркивают в Минсельхозе, кроме 24 млрд. руб., запланированных в бюджете на 2001, на развитие сельского хозяйства будут направлены дополнительные переходные ресурсы, в том числе 3,4 млрд. будет зачтено в счет списания долга регионов федеральному бюджету.
В настоящее время около 90% сельхозпроизводителей имеют накопленную задолженность. Общая задолженность сельхозпредприятий на конец 2000 года составила 180 млрд. руб., в том числе просроченная -120 млрд. руб. Около 16 млрд. просроченной задолженности приходится на платежи в консолидированный бюджет; 12,5 млрд. - по банковским кредитам; 40 млрд. - РАО "ЕЭС России" и "Газпрому".
Согласно планам Минсельхоза по реструктуризации долгов предприятий АПК, сельхозпроизводителям, у которых благополучно обстоят дела с текущими платежами, могут быть списаны пени и штрафы и реструктурирован основной долг. Другие же предприятия аграрного сектора предполагается банкротить.
По мнению некоторых членов аграрного комитета Госдумы РФ, банкротство неспособных выжить предприятий будет способствовать финансовому оздоровлению всего аграрного сектора. Необходимо снять все ограничения для банкротства предприятий АПК, упростить процедуру, сделав ее быстрой и ввести в закон статью, что банкротство после его реализации является неоспоримым.
Однако заложенный в концепцию Минсельхоза механизм ставит списание долгов в зависимость от объема произведенной продукции. Решать же, при каком объеме производства, какого сельхозпредприятия, какая сумма долга списывается, предстоит создаваемой при Правительстве РФ комиссии. Критерии отбора для принятия таких решений разрабатываются в Минфине.
На 2001 год запланировано значительное сокращение количества прямых дотаций селу. Основные средства будут направлены на поддержку перспективных направлений развития отрасли. В целом на сельское хозяйство в 2001 году должно быть направлено федеральных средств в 2,4 раза больше, чем в 2000 году.
Однако хорошая динамика роста валовой продукции АПК не должна вводить в заблуждение. Большую роль в этом росте сыграл рост цен на сельскохозяйственную продукцию. Та часть с продукции с личных подворьев, которая все же попадает на рынок, не поддается никакому контролю и не подлежит налогообложению. Для характеристики приведем такие цифры: на долю личных подсобных хозяйств в 1999 году в общем производстве сельскохозяйственных культур приходилось около 90% картофеля, 80% овощей, 60% мяса и 50% молока.
Обращает на себя внимание тот факт, что фермерство, на которое в процессе проводимых в стране реформ возлагали огромные надежды, пока так и не прижилось на российской почве. Не в последнюю очередь это может быть обусловлено тем, что почти все программы господдержки фермеров не работают".
На первое февраля текущего года обеспеченность семенами для весеннего сева составила около 100%, а объем финансирования фонда семян в 2001 году увеличен в 1,5 раза. На этот же период в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятиях РФ имелось 25,4 млн. тонн зерна, что на 23% больше, чем на 1 февраля прошлого года. Однако, не смотря на принимаемые меры, улучшения финансового состояния сельскохозяйственных предприятий в первом квартале текущего года не наблюдалось. По состоянию на 4 апреля 2001 на финансирование мероприятий по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" из федерального бюджета было направлено 2,07 млрд. руб., что составляет 13,7% к годовому объему и всего 85% к лимиту первого квартала. Если исключить рыболовство, то сельскохозяйственное производство было профинансировано на 80% (1,5 млрд. рублей). Внутри данной статьи отдельные подстатьи финансируются крайне неравномерно. Например, на финансирование мероприятий по приобретению отечественной техники и племенного скота для сельскохозяйственных товаропроизводителей на условиях лизинга из предусмотренных бюджетом 3 млрд. руб. фактически направлено 0,5 млрд., что составляет 16,7% годового плана и 100% лимита на первый квартал. Затраты же капитального характера профинансированы на 28% от лимитов квартала и на 8% от годового плана12. Это в принципе в какой-то степени отражает насущные приоритеты отрасли. Но в данном случае выбор этих приоритетов нужно было проводить на стадии планирования расходов, а не во время выделения средств на конкретные мероприятия.
Одной из наиболее важных проблем сельского хозяйства остается дефицит техники. Износ сельхозтехники достигает 75%. По этой причине (по оценкам министра сельского хозяйства и продовольствия РФ Алексея Гордеева) в 2000 году было потеряно около 10 млн. тонн зерна на сумму более 1 млрд долларов США, что в два раза больше, чем государственная поддержка селу. По его словам в нынешнем году на покупку сельхозтехники будут предоставлены льготные кредиты от Россельсхозбанка. Кроме того, через правительственные каналы закуплены и поступят четыре тысячи тракторов из Белоруссии. Сравнительный анализ показывает, что обеспеченность тысячи гектаров пашни, например, зерноуборочными комбайнами в России в три раза меньше чем во Франции и США и в шесть раз меньше, чем в Германии. Даже в соседней Белоруссии такая обеспеченность в два раза превышает российскую.
К началу весеннего сева 2001 года количество тракторов уменьшилось на 37 тыс. штук, грузовых автомобилей - на 24 тыс. штук. Произошло сокращение другой сельскохозяйственной техники на 5-7%. Хотя темпы ремонта и готовность техники к весенним полевым работам в текущем году на 1-2% выше уровня прошлого года, обеспеченность составила: по тракторам - 54%, плугам - 37%, сеялкам - 63%, культиваторам - 60%. Таким образом, хороший урожай на селе может оказаться бедствием - его просто не смогут убрать. В целом по России весенний сев намечено провести на площади 54,3 млн. га.
В текущем году сельхозпроизводители испытывают острый недостаток в минеральных удобрениях и химических средствах защиты растений. На первую декаду апреля ими получено 424 тыс. тонн минеральных удобрений или 30% от предусмотренного объема поставок, что на 66 тыс. тонн меньше соответствующего периода прошлого года.
В животноводстве сохраняется положительная тенденция, наметившаяся еще в 1999 году. Однако рост производства обеспечен в основном за счет мяса птицы - на 114%. проблемы АПК ЦФО Население ЦФО составляет 25,5% от общероссийской численности граждан, видно, что округ полностью обеспечивает себя только картофелем и овощами. Производство молока лежит где-то на уровне близком к 100%-"му обеспечению. Это говорит о том, что ЦФО должен быть активно интегрирован в общероссийское экономическое пространство, которое может стать поставщиком необходимой продукции, которой ЦФО обеспечить себя не в состоянии. Этот же факт дезавуирует мнения, которые были высказаны в мае 2000 года при начале территориально-административной реформы (учреждение семи Федеральных округов с институтами полномочных Представителей Президента) о том, что с введение Округов будут созданы самодостаточные регионы, что приведет к быстрой дезинтеграции страны.
На уровне отдельных субъектов ЦФО прослеживается сильная дифференциация, служащая основой региональной специализации отдельных областей. В данном случае (в случае с АПК) это обусловлено преимущественно агроклиматическими ресурсами, так как территория ЦФО простирается более чем на тысячу километров с севера на юг. На территории Округа выделяют четыре сельскохозяйственных района:
а) льно-животноводческий с картофелеводством и посевами зерновых культур;
б) зерново-картофельный с посевами технических культур, молочно-мясным скотоводством и овцеводством;
в) свекловичный с посевами подсолнечника, зерновых культур, молочно-мясным скотоводством, свиноводством и овцеводством;
г) пригородный овоще-картофельный с молочно-мясным скотоводством и свиноводством (в основном вокруг крупнейших городов, захватывает около 3/4 Московской области). На сколько сильно дифференцированы (специализированы) регионы, входящие в ЦФО можно продемонстрировать на примере сбора зерновых.
На конец 2000 года в ЦФО имелось пять региональных филиалов Россельхозбанка: в Тамбовской, Тульской, Московской, Орловской и Воронежской областях. Всего же по России их было зарегистрировано 16 и еще 15 находились на стадии регистрации. В будущем планируется охватить филиалами Россельхозбанка все 89 субъектов Федерации, а на 2001 год намечено открытие еще порядка 30-40 филиалов.
Тамбовская область может стать для банка основным полигоном отработки технологий кредитования аграрно-промышленного комплекса России. Так, в настоящее время решается вопрос об открытии уже не регионального филиала, а сети из семи филиалов в районах. То есть область одна из первых в стране получит функционирующий полнокровный широко разветвленный кредитный институт. К тому же Россельхозбанк является не только проводником федеральных бюджетных денег, но и организатором широкого банковского обслуживания, использования собственных средств. Нормативные документы, регулирующие деятельность банка, предусматривают проведение им через свои филиалы активной кредитной политики. На конец ноября 2000 года Россельхозбанк выдал предприятиям АПК кредитов на общую сумму более 200 млн. рублей. Правительство также планирует использовать этот кредитный институт как ключевого финансового оператора по реструктуризации сельскохозяйственных долгов. Правительство намерено подключить банк в качестве своего агента для участия в федеральных программах "Зерно", "Плодородие", "Социальное развитие регионов", а также ряда региональных программ. В качестве одного из ключевых инструментов в работе с предприятиями АПК банк рассматривает лизинга сельхозтехники отечественного и иностранного производства.

Проблемы продовольственной безопасности
Важной проблемой для отечественного АПК является импорт сельскохозяйственной продукции, который напрямую связан с продовольственной безопасностью страны. По имеющимся данным в последние годы импорт продовольствия составлял 30-35% от общих объемов рынка. При том, что оптимальным признан уровень импорта в 15% при условии соблюдения экспортно-импортного паритета. А в столичном регионе (а также в ряде других крупных городах страны) по отдельным продуктам этот показатель превышает 70%.
Отсюда вытекает задача поддержки защиты российских товаропроизводителей. Эта проблема приобретает еще большую значимость в свете намерения страны вступить во Всемирную торговую организацию. Первым инструментом можно назвать регулирование внешнеэкономической деятельности, обеспечивающее умеренную протекционистскую защиту отечественных товаропроизводителей с учетом сезонных конъюнктурных и географических особенностей производства в России. В странах, находящихся в трудных почвенно-климатических условиях, необходимо прибегать ко всему арсеналу защитных мер, чтобы отгородить местного производителя от пагубного воздействия мирового рынка. Примером может быть Финляндия. Внутренний рынок продовольственных товаров в этой стране защищен не только за счет взимания таможенных пошлин, но и другими методами государственного регулирования в форме компенсационных и уравнительных налогов, что позволяет местным фермерам реализовывать свою продукцию по ценам, значительно превосходящим мировые. Вследствие этого достигнут высокий уровень самообеспечения продовольствием.
Кроме тарифной и налоговой защиты собственного производства стандартной признана практика регулирования цен и товарной интервенции. В 2001 году по сообщению "Ведомостей" Минсельхоз впервые получил возможность осуществлять товарные интервенции на рынке зерна. На эти цели из бюджета было выделено 2 млрд. рублей. Однако по оценкам экспертов, заявленные объемы интервенций могут оказаться незначительными для рынка и вряд ли смогут серьезно повлиять на его конъюнктуру.
В России практически отсутствуют механизмы государственной поддержки сельского хозяйства в целях сохранения его хотя бы внутристрановой конкурентоспособности.
В некоторых странах Европейского Союза субсидии аграрному сектору в 1997 году превышали 10 тыс. долл. США на одного занятого. По другим экспертным данным, относящимся правда к середине 90-х годов, бюджетные ассигнования в расчете на 1 га пашни не превышают 50 долл., в то время как в США она составляет 270 долл., а в Финляндии - 500 долларов.
Все вышеназванные факты однозначно говорят о том, что необходимо воплощение в жизнь долгосрочной государственной политики развития рынка и конкуренции в аграрном секторе, его адаптации к реальным условиям экономики. И вот летом прошлого года Правительство РФ одобрило проект основных направлений агропродовольственной политики России на 2001-2010 годы. Но, по мнению многих наблюдателей, кабинет министров склоняется к более либеральной аграрной политике, не склонен приступать к радикальной реформе.
Кроме решения земельного вопроса, в котором в последнее время достигнут значимый прогресс, аграрному сектору нужны прозрачные и стабильные правила игры, которые не будут зависеть от решений отдельных чиновников и усилий отдельных лоббистских групп.
Благоприятным для отрасли является сокращение многочисленных "разрешительных" процедур, которые находятся в настоящее время в руках государственных органов власти и не имеют четких обоснований, но препятствуют развитию рынка и конкуренции. Важнейшей целью программы стало сокращение государственной поддержки отрасли. Документ предусматривает отказ от не оправдавших себя прежних схем финансирования села. Однако в краткосрочной перспективе аграрии рассчитывают на господдержку с помощью традиционных административных мер. Например, введением балансовых заданий по поставке дизельного топлива на внутренний рынок.
Исполнительная власть предлагает более рыночный механизм выделения средств на нужды АПК. Вместо прямого перечисления средств сельхозпроизводителям кабинет министров предполагает компенсировать уполномоченным банкам 75% процентной ставки по выданным аграриям кредитам. Предполагается, что банки более тщательно, нежели государственные органы, отнесутся к отбору заемщиков и выдаче кредитов.
Особого внимания заслуживает земельный налог. По мнению некоторых депутатов Госдумы, этот налог должен быть увеличен на порядок и жестко дифференцированным в зависимости от целей, под которые используется конкретный земельный участок. В настоящее время на практике это представляется маловероятным, так как не существует полноценного кадастрового учета используемых земель.
Нельзя забывать и о социальном вопросе на селе. Качественная реформа в сельском хозяйстве, если она будет проведена, может вызвать резкое сокращение занятых в сельскохозяйственном производстве за счет применения новых производственных технологий.

Проблема продобеспечения Москвы как основного рынка ЦФО В отношении инвестиций в сельское хозяйство страны интересным является пример Москвы, зависящей на 100% от поставок продовольственных товаров из других регионов России и из-за рубежа. Столица наиболее зависима из всех регионов страны от импортных поставок.. Не в последнюю роль потому, что здесь сконцентрирована основная масса платежеспособного населения, которое предъявляет высокий спрос на продукты питания, которому региональные производители не всегда удовлетворяют.
Так же существует и ряд административных и прочих барьеров, встающих на пути российских производителей на столичный рынок.
Исправить ситуацию с обеспечением Москвы продовольствием призвана московская агропромышленная программа на 2001-2005 годы. Во время ее реализации намечено инвестировать в аграрный сектор 1,7 млрд. руб. (из которых менее 1/3 придется на бюджетное финансирование). Основной объем вложений должен быть произведен в 2001 и 2002 годах (на сумму 1,37 млрд. руб.). Видно, что такие вложения - капля в море для АПК. Намеченные инвестиции столицы имеют широкую географию - во всех федеральных округах РФ. В ЦФО намечено наиболее активное сотрудничество с Воронежской, Тульской, Рязанской, Смоленской областями. Так Воронежская область в рамках проекта будет поставлять в столицу зерно кукурузы, растительное масло, свекловичный сахар. В связи с эпидемией коровьего бешенства в странах Запада, Москва отказалась от заключения договора с Баварией (ФРГ) на поставку 100 тыс. тонн мяса. Теперь город планирует закупки в Воронежской области. Но все же основным полигоном, где развернуться инвестиционные проекты Москвы будут Московская и Калужская области.
Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: