У Новороссийского порта отбивают хлеб. Белгородский холдинг «Эфко» построит элеватор на Тамани
Белгородский масложировой холдинг «Эфко» в 2010 году намерен начать строительство в порту «Тамань» Краснодарского края элеватора объемом 240 тыс. т и дополнительных перевалочных мощностей по перегрузке зерна. Таким образом компания намерена компенсировать дефицит мощностей на юге России и переключить на себя часть экспортного потока, который сейчас ориентирован на Новороссийск. Эксперты предположили, что инвестиции могут достичь 5 млрд рублей, но разошлись в оценках окупаемости планов холдинга.
О новом проекте «Эфко» гендиректор входящего в холдинг ООО «Пищевые ингредиенты» Сергей Панов рассказал краснодарским СМИ. «В будущем году мы приступим к строительству элеватора вместимостью 240 тыс. т, а также причалов для транспортировки дополнительных видов грузов, в том числе зерна», – заявил он. По мнению господина Панова, реализация проекта в Темрюкском районе Краснодарского края, на территории строящегося порта «Тамань», значительно сократит очереди в порту Новороссийска в период уборочной кампании. Для обеспечения транспортного коридора запланировано строительство железной дороги. «Наличие такой материально-технической базы позволит нам получить серьезное конкурентное преимущество перед другими экспортерами», – утверждает господин Панов. В «Эфко» более подробную информацию о стоимости проекта, сроках его реализации и источниках финансирования „Ъ“ предоставить отказались. Как стало известно „Ъ“, партнером «Эфко» выступает Сбербанк.
По данным Российского зернового союза, сумма вложений в строительство элеватора с нуля рассчитывается исходя из затрат от 10 до 25 тыс. рублей на 1 т хранения. Таким образом, вложения в проект могут достичь 5 млрд рублей.
Глава Темрюкского района Андрей Нечушкин рассказал „Ъ“, что проект возведения элеватора включен в генеральный план развития порта «Тамань», утвержденный правительством России: «Для нас перевалка зерна – новый вид бизнеса, мы заинтересованы в его развитии, создаваемый порт „Тамань“ дает хорошие возможности».
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут оценивает проект как своевременный и реалистичный. «Для развития зернового экспортного направления „Эфко“ шаг по созданию перевалочных мощностей вполне закономерен, тем более что в ближайшее время будет реализована госпрограмма развития продовольственного рынка, включая инфраструктуру», – пояснил эксперт. Согласно данным Российского зернового союза, экспортный потенциал инфраструктуры южнороссийских портов ограничивается 20 млн т, тогда как ежегодно на экспорт направляется до 25 млн т зерна.
Директор компании Infranews (Москва) Алексей Безбородов назвал проект «Эфко» страховкой зернотрейдера от непредсказуемого развития ситуации на рынке в связи с созданием Объединенной зерновой компании (ОЗК). «Действия госкомпании вызывают опасения у частного бизнеса относительно того, что свои провалы и убытки чиновники попытаются компенсировать, отбирая маржу у экспортеров. Для частных компаний ситуация может означать повышение тарифов на хранение и перевалку на элеваторах, принадлежащих ОЗК, и иные формы давления», – предупредил господин Безбородов. Загрузка объекта в условиях дефицита перевалочных мощностей сомнений у эксперта не вызывает.
Кирилл Подольский, гендиректор компании Valars Group, комментируя информацию, заявил „Ъ“: «Лично я бы что-то строить на Тамани не стал. Все разговоры о дефиците перевалочных мощностей – не более чем миф. „Эфко“ давно говорит о проекте элеватора и приглашает к нему соинвесторов, но, по моим данным, желающих пока не нашлось».