Казахстан: по-соседски РЖД нам отказали…
Как стало известно, руководство «Казахстан темир жолы», чтобы экспортировать из Казахстана небывалый урожай зерновых, обратилось за помощью к дружественным республикам с просьбой оказать вагонную помощь на основании п.1.7 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
Администрация Латвийской железной дороги согласилась направить два состава зерновозов в Казахстан для перевозки зерна в порты Прибалтики. В свою очередь казахстанская сторона гарантировала использование латвийских зерновозов для отправки груза в Прибалтику и просила руководство РЖД обеспечить беспрепятственный пропуск порожних зерновозов в Костанай.
Заместитель председателя Дирекции совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества В. Гапаненок 16 ноября направил на имя вице-президента ОАО «Российские железные дороги» В.Г. Лемешко письмо с просьбой разрешить пропуск двух латвийских зерновозов по дорогам России.
На что Вячеслав Григорьевич вынес вердикт «отказать»: «На основании п.1.7 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, ОАО «РЖД» не может согласовать пропуск зерновозов инвентарного парка ЛДЗ в Казахстан ввиду некомпенсированного порожнего пробега по российским железным дорогам и достаточным наличием зерновозов принадлежности РЖД для удовлетворения потребности в перевозках».
Однако в том же пункте Правил, на который ссылается Лемешко, указывается, что направление вагонной помощи производится бесплатно, транзитные ж.д. администрации обязаны пропустить вагоны беспрепятственно:
В тех случаях, когда у железнодорожной администрации не хватает собственных вагонов для обеспечения отгрузки предъявляемых грузов, последняя информирует не позднее, чем за 5 суток, Дирекцию Совета о необходимости подсылки порожних вагонов в порядке регулировки. При этом указывает тип вагона и их количество.
Подсылка исправных порожних вагонов для обеспечения погрузки производится, как правило, без оплаты тарифа. Участвующие в пересылке порожних вагонов железнодорожные администрации вправе установить плату за некомпенсированный порожний пробег на основе двусторонних договоренностей. Транзитные железнодорожные администрации после получения письменного уведомления Дирекции Совета обязаны обеспечивать беспрепятственный пропуск порожних вагонов.
Таким образом, латвийские и казахстанские дороги имели право договориться об оплате порожнего пробега, но никак не транзитные российские. Получается, в очередной раз РЖД отказывает в праве выбора, монополистически навязывая «достаточное наличие зерновозов принадлежности РЖД для удовлетворения потребности в перевозках».
А это означает, что казахстанских трейдеров в очередной раз вынуждают прибегать к услугам «дочек» РЖД - «ЛП Транс», «Русагротранс»… Ведь не секрет, что при выборе других компаний согласование на перевозку груза по российским дорогам получить очень сложно, а порой и вовсе невозможно. Но даже если грузоотправителю это удастся сделать, то все равно (правда, непонятно за что и на каких основаниях) пресловутые 15 долларов за тонну зерна придется отдать «ЛП Трансу». Такой вот выгодный бизнес у этой фирмы: пользуешься ее вагонами – плати за аренду вагонов 25 долларов/тонна зерна, не пользуешься ее вагонами – все равно плати 15 долларов/тонна зерна.
И пока этот замкнутый круг не разорван, у казахстанских аграриев и зернотрейдеров так и будет болеть голова, куда деть небывалый урожай-2009.