Во Владивостоке намерены построить зерновой терминал, ориентированный на экспорт хлеба с Алтая, Новосибирской и Омской областей
ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП) и Группа компаний "САХО" подписали соглашение о намерении построить зерновой терминал и наладить экспорт зерна в страны АТР.
ВМТП и САХО достаточно долго вели переговоры о будущем зернового терминала на Дальнем Востоке. Недавно соглашение о намерениях организовать совместную работу по проекту создания современного высокотехнологичного комплекса по перевалке зерна на территории порта Владивосток подписано, сообщил 26 октября гендиректор ВМТП Вячеслав Перцев.
"Традиционно Россия экспортировала зерно в страны Европы через свои западные порты. Через Дальний Восток экспорта зерна почти не было. Идея строительства зернового терминала в ВМТП возникла несколько лет назад, когда были сделаны разовые поставки зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по существующей в порту технологии: прямой вариант отгрузки "вагон-судно". Но в то время объемы выращиваемого зерна были недостаточны для организации экспорта. Кроме этого, не было значительной потребности в российском зерне в странах АТР," - рассказывает об истории возникновения проекта г-н Перцев.
Скорость строительства и объем вводимых мощностей зернового комплекса будет зависеть от объема экспортируемого зерна, который в свою очередь обусловлен стоимостью зерна на рынке стран АТР, стоимостью транспортной составляющей, особенно железнодорожной, отметил руководитель ВМТП. Последняя в настоящее время составляет более 40% от всей стоимости зерна. Первоначально транспортную логистику поставок зерновых будет ориентирована на страны АТР. Причем экспортные зерновые грузы будут обрабатываться существующими мощностями порта, с использованием технологии "по прямому варианту". Это позволит перегружать до 1 миллиона тонн зерна ежегодно.
В рамках партнерских договоренностей САХО должна обеспечить необходимый грузопоток через зерновой терминал, а ВМТП - перевалку этого груза.
"Грузообразующими регионами в первую очередь будут Омская, Новосибирская области, Алтайский край. Небольшие партии могут идти из Амурской области. Можно предположить, что работать через ВМТП будет интересно и казахстанским экспортерам. Что касается грузополучателей, то по экспортному направлению это страны Юго-Восточной и Южной Азии. Если брать каботажное направление, то российский Дальний Восток: Камчатка, Сахалин, Чукотка, Магаданская область," - рассказл о географии поставок и сбыта Вячеслав Перцев.
Руководитель ВМТП с долей скепсиса оценил перспективы участия в своем проекте японского бизнеса. "Интерес к проекту японский бизнес проявляет давно, - заявил он. - Но дальше переговоров и знакомства с ситуацией дело не идет. В первую очередь японские компании заинтересованы в продаже российского зерна в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На то есть серьезные причины. Это увеличение спроса на зерновые в Азии и необходимость в замещении части потоков зерна таких традиционных экспортеров, как США, Канада, Австралия. В принципе же участие японских финансово-инвестиционных групп в проекте возможно".