Зачем Ульяновску зерновой центр, или Кому достанутся 100 миллиардов?
Ульяновск может стать площадкой для создания логистического центра по хранению и транспортировке зерна. Сумма инвестиций в этом случае должна составить не менее 100 млрд руб. Об этом сообщил председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ ВАЛЕНТИН ДЕНИСОВ, посетивший вчера Ульяновск. По мнению игроков зернового рынка, в проекте подобного логистического центра вообще нет смысла, тем более, в размещении его в Ульяновске.
По Валентина Денисова, лейтмотивом господдержки агропромышленного комплекса регионов на 2010-2011 гг. должен стать переход от количества к качеству: «В стране научились производить достаточное количество зерна, несмотря на массу сложностей, которые коснулись и ПФО, и России в целом. Мы вышли на рубеж более 90 млн т зерна в стране, и сегодня встал вопрос, как распорядиться этим богатством, куда направить это зерно. На федеральном уровне есть четкое осознание того, что нужен мощнейший проект государственно-частного партнерства по совершенствованию инфраструктуры хранения, переработки зерна, транспортировки, реализации на экспорт и движения внутри страны. Поэтому в ближайшее время мы должны найти возможность вложить как минимум 100 млрд руб., для того чтобы элеваторы, транспортные пути, портовые хозяйства привести в надлежащее положение, а по сути дела — построить новые. Я полагаю, что это должно быть в Ульяновске, потому что это центр Волги. Здесь должен быть транспортный узел для зерновых».
С депутатом в корне не согласны участники рынка зерна. Генеральный директор одной из самарских трейдинговых компаний ООО «Агролюкс» ЮРИЙ ДРОБОТ не видит смысла создания подобного логистического центра, и, тем более, в Ульяновске: «Кто повезет зерно из ближайших областей в Ульяновск? В период массовой уборки зерна, сельхозпроизводители выстраивают логистику до ближайшего хлебоприемного пункта. Расстояние при этом, как правило, не превышает 30-50 км ,и автотранспорт успевает сделать три-четыре рейса за день. При перевозке зерна в Ульяновск затраты на транспортировку возрастут многократно, а время вывоза урожая с трех-десяти дней может увеличиться до месяца и более. В большинстве случаев это будет означать просто гибель урожая прямо на местах его первичного хранения».
Удобство географического положения Ульяновска, на которое ссылается Валентин Денисов, по мнению г-на Дробота, вопрос спорный: Самарская область, в которой уже существует и центр по хранению зерна и необходимая инфраструктура и географически и экономически находится в более выгодном положении. «В Самарской области загрузка элеваторных мощностей менее 50%, — поясняет свою позицию гендиректор «Агролюкса». — Кто будет заполнять ещё один центр по хранению зерна, когда зерна не хватает на уже имеющиеся мощности? В чем цель? Накапливать и переваливать большие объемы зерна в центры активного экспорта (Новороссийск, Ейск, Азов и т.д.)? Но провозная плата за вагоны-зерновозы из Самары в Новороссийск составляет 1150 руб./т, из Ульяновска так же 1150 руб./т. Направлять зерно в дефицитные районы (Севевро-Запад и т.п.)? Провозная плата из Самары в Санкт-Петербург составляет 1310 руб./т, из Ульяновска — 1270 руб./т. В списке зернопроизводящих регионов Приволжского Федерального округа Ульяновская область занимает 9 место. Таким образом, ни географически, ни экономически нет никакого смысла в создании дополнительной перевалочной базы», — подытоживает Юрий Дробот.