Зернопереработчики Сибири считают, что тарифы на перевозку зерна и продукции перемола должны быть существенно снижены
Япония и государства Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона всё чаще рассматривают Сибирь, как территорию, которая может стать крупнейшим поставщиком зерновых и продуктов перемола. Совокупный спрос на пшеницу в этих странах, сегодня оценивается на уровне 322 млн тонн (42% от общемирового потребления) и до 2020 года будет расти, по меньшей мере, на 3% в год, пишет еженедельник "Континент Сибирь".
Именно в Сибири и больше нигде в мире есть возможность двойного увеличения посевных площадей, интенсификации сельскохозяйственного производства, а также необходимые запасы пресной воды для значительного увеличения объема выпуска продуктов питания. Очевидно, что особое место в этой стратегии занимает Алтайский край - как регион с высоким сельскохозяйственным потенциалом, обладающий самым большим пахотным клином в России (6,5 млн га) и сельскохозяйственными угодьями в 11 млн га. Площадь под зерновыми в расчете на 100 человек в крае составляет 151 гектар (по России - 30 гектаров). По прогнозам, в регионах СФО в 2009 году будет собрано порядка 16 млн тонн зерна, а в Алтайском крае около 5 млн тонн. Очевидно, какие перспективы сулит платежеспособный спрос Азии и АТР для сибирской экономики. Со временем, объемы притока зарубежных инвестиций и доходы от реализации продовольствия могут стать альтернативой нефтяным.
Но к сожалению, действующие тарифы РАО "РЖД", которые на сегодняшний день являются самыми высокими в мире, сдерживают развитие сельхозпроизводства Сибири. В настоящее время российские тарифы на железнодорожные перевозки в несколько раз превышают тарифы США и составляют около $70 за тонну перевозимого зерна, что делает регион неконкурентоспособными в странах ЮгоВосточной Азии и АТР. Высокая стоимость транспортировки является важнейшим сдерживающим фактором для сибирского бизнеса и непреодолимым барьером для зарубежных инвесторов, которые готовы не только за свой счет построить таможенные терминалы на Дальнем Востоке для экспорта российского зерна и муки, но и создавать совместные сельхозпредприятия в Сибири. Вкладывать во внедрение современных агротехнологий, увеличение посевных площадей, переработку. Однако для начала они хотят увидеть долгосрочную тарифную политику РЖД, которая убедит их в том, что доставить все произведенное в Сибири продовольствие до рынков сбыта будет возможно без убытков.
На фоне кризиса, когда продовольствие остается ликвидным товаром, снижение стоимости перевозки зерна и продукции зернопереработки - это едва ли не единственный шанс создавать новые рабочие места в СФО и, прежде всего, для сельского населения, которое государство пока не может занять. Это возможность уменьшить отток людей в города и из Сибири в целом.
Уже около трех лет подряд действует 50% льгота на дальние перевозки зерна. РЖД - монополия, привыкшая решать свои проблемы не за счет снижения издержек, а за счет увеличения тарифов. Выпадающие из-за льготы доходы, она уже компенсировала себе ростом допсборов (за разгрузку, подачу вагонов и проч.) с сельхозтоваропроизводителей. К тому же после создания в 2008 году при поддержке РАО "РЖД" ЗАО "Русагротранс", отвечающее теперь за перевозку зерновых, резко возросла железнодорожная бюрократия: заявки на подачу подвижного состава на экспорт проходят сложнейшую и длительную (до 20 дней) процедуру согласования через Москву, что рождает угрозу срыва контрактов, потери клиентов, штрафных санкций.
По единодушному мнению участников "Зерновой Сибири", тарифы на перевозку зерна и продукцию зернопереработки необходимо установить на уровне $20-25 на тонну, включая все дополнительные сборы. Или перевести эти группы грузов в I товарный класс, как щебень, уголь и цемент. На сегодняшний день продовольствие не менее социально значимый товар, чем строительные материалы.