Е.Скрынник: Планируем приступить к интервенциям в октябре
Выступление на совещании по вопросу о завершении осенних полевых работ, итогах уборки урожая 2009 года и состоянии рынка зерна под руководством Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, Малоархангельский район, Орловская область 02 ноября 2009 года
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые участники совещания!
Разрешите доложить по трем основным направлениям:
— Об итогах уборки урожая и завершении осенне-полевых работ,
— О ситуации с обеспечением агропродовольственного рынка логистической инфраструктурой,
— О мерах по повышению эффективности агропромышленного комплекса.
О ходе уборочных работ
В текущем году посевная площадь зерновых составила 48 млн. га.
По состоянию на 30 сентября, несмотря на неблагоприятные погодные условия, намолочено 88 млн. тонн зерна в бункерном весе.
Из регионов хочу отметить работу Краснодарского края, где собран самый высокий среди субъектов урожай — 8 млн. тонн зерна или почти 10% от валового сбора по России.
Хорошие результаты уборки зерна в Ставропольском крае, где намолочено 6 млн. 700 тыс. тонн зерна, Ростовской области — 6 с половиной млн. тонн, Республике Татарстан — 4 млн. 600 тыс. тонн.
Продолжается уборка других культур.
Намолочено 627 тыс. тонн кукурузы на зерно. Валовой сбор планируется на уровне 5 млн. тонн.
По сахарной свекле накопано 9 млн. 300 тыс. тонн. Валовой сбор планируется на уровне 24–26 млн. тонн.
Сбор риса составит 800 тыс. тонн, что выше урожая 2008 года.
Продолжается уборка сои. Намолочено 137 тыс. тонн. Урожайность увеличилась с 10 до 13 центнеров с гектара.
По уточненному прогнозу Министерства валовой сбор зерновых в 2009 году составит 90 млн. тонн после доработки. Это ниже рекордного урожая прошлого года, но выше среднего показателя за последние 10 лет. Данного объема достаточно для обеспечения внутренних потребностей в объеме 77 млн. тонн и сохранения экспортного потенциала российского зерна.
Рекордный урожай прошлого года и ожидание хорошего урожая в текущем году связаны со значительными мерами поддержки со стороны Правительства. Объем финансирования, направленного в растениеводство из бюджетов всех уровней, в текущем году составил 70 млрд. рублей. Это субсидирование процентных ставок, компенсации на минеральные удобрения, снижение цен на горюче-смазочные материалы, единый сельхозналог.
В растениеводстве заложен прочный фундамент для устойчивого развития. Снижение урожая текущего года носит ситуационный, а не системный характер и связано прежде всего с климатическими условиями.
Из-за засухи чрезвычайная ситуация была объявлена в 15 субъектах. Пострадали более 8 тысяч хозяйств. Гибель посевов произошла на площади 4 млн. 400 тыс. га.
Правительством и Министерством были предприняты своевременные меры по поддержке хозяйств в пострадавших регионах:
— субъектам предоставлена возможность получения беспроцентных бюджетных кредитов,
— пролонгированы субсидируемые краткосрочные кредиты на 1 и 3 года,
— предоставлена отсрочка по уплате лизинговых платежей.
Министерством проведен анализ баланса ресурсов зерна. Все пострадавшие территории полностью обеспечены продовольственным и фуражным зерном.
Министерством совместно с «Россельхозакадемией» проводятся семинары по системе устойчивого ведения производства на засушливых территориях. И как результат, сев озимых проведен на площади 13 млн. 500 тыс. га, что на 3 млн. га больше прошлого года. Прогнозируемая площадь сева — 18 млн. За последние 15 лет это наивысший показатель.
Проведение озимого сева укладывается в необходимые агротехнические сроки.
О проведении закупочных интервенций
В соответствии с Законом «О развитии сельского хозяйства» государственные закупочные интервенции — это инструмент регулирования рынка для точечного снятия излишков зерна, которое покупается у сельхозтоваропроизводителей по рыночным ценам посредством биржевых торгов.
В прошлом году для регулирования рынка было закуплено 8 млн. 60 тысяч тонн на сумму 38 млрд. 600 млн. рублей.
Данный объем зерна продолжает оставаться в государственном интервенционном фонде. Его реализация невозможна из-за низкой ценовой конъюнктуры на внутреннем и мировом рынках. Мы несем серьезные расходы по его хранению.
Что касается новых интервенций, то Министерство к ним технически и организационно готово.
В марте были объявлены цены на закупку зерна урожая 2009 года в интервенционный фонд. Цены были согласованы с Правительством и соответствовали ценовой конъюнктуре на тот момент.
При осуществлении закупок зерна через биржу, цена будет снижаться в процессе торгов. Таким образом, конечная цена закупок буден ниже индикативных цен.
Агентом для проведения интервенций является государственная «Объединенная зерновая компания», которая была создана в соответствии с Вашим, Дмитрий Анатольевич, Указом. Объем закупок зерна будет зависеть от дальнейшего развития ситуации на рынке. Планируем приступить к интервенциям в октябре.
Для обеспечения дальнейшего роста продукции растениеводства необходимо повысить обеспеченность сельхозтоваропроизводителей качественными отечественными семенами.
Если в производстве зерновых доля импортных семян составляет только 4%, то по ряду других культур, таких как кукуруза, сахарная свекла, овощи, их доля может достигать 90%.
Развитие научной и практической селекционной работы в сельском хозяйстве должно стать нашим приоритетом.
Необходимо строительство новых заводов по производству семян. Первые шаги в этом направлении сделаны: подписано трехстороннее соглашение по строительству завода по подготовке семян сахарной свеклы в Липецкой области. Планируется реализация аналогичных проектов в ряде других регионов.
В целях повышения урожайности и качества производимого в России зерна, его конкурентоспособности на мировом рынке, а также обеспечения продовольственной безопасности мы приступил к разработке программы по созданию современной системы семеноводства на основе новейших достижений науки и техники. Программа должна обеспечить производство семян всех возделываемых в России культур, в объеме не менее 80% от потребности, что соответствует уровню нашей селекционной независимости.
О развитии логистической инфраструктуры зернового рынка
По итогам последних двух лет мы занимаем третье-четвертое место в мире по поставкам пшеницы и ячменя. В этом сегменте наша доля достигла 14 процентов.
По итогам прошлого сельскохозяйственного года экспорт зерна составил 23 млн. тонн. Это почти 4 млрд. долларов. Прогноз на текущий год — 19-20 млн. тонн.
Если рассматривать перспективу 10-15 лет, то при введении в оборот дополнительных земель и росте урожайности, мы сможем повысить валовой сбор зерна в России до 120-125 миллионов тонн в год.
Это позволит нам обеспечить стабильный экспорт в 40-50 млн. тонн в страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Южной Европы и Африки.
Поставки зерна должны осуществляться «под конечного потребителя» и производиться в соответствии с долгосрочными контрактами.
Для решения этой задачи нам необходимо провести модернизацию действующей инфраструктуры по хранению и транспортировке зерна, а также ввести новые мощности для его экспорта через Черноморский и Дальневосточный регионы.
В настоящее время Министерство разрабатывает Программу развития инфраструктуры зернового рынка, предусматривающую комплекс мер:
— стимулирование предпринимательской инициативы по строительству современных энергоэффективных элеваторов;
— расширение экспортной инфраструктуры и строительство портовых элеваторов в Южном и Дальневосточном федеральных округах.
При этом мы будем максимально использовать потенциал «Объединенной зерновой компании».
На текущем этапе проект программы носит немонетарный характер. Активная фаза ее реализации может начаться в 2011-2012 годах.
Об информационном обеспечении АПК
Решение поставленных задач невозможно без качественного информационного обмена между всеми участниками агропродовольственного рынка.
Для этих целей, в рамках Государственной программы, Министерство создает систему государственного информационного обеспечения сельского хозяйства. Новая модель позволит структурировать отрасль в едином информационном поле:
— Министерство сельского хозяйства с помощью системы будем выполнять задачи по мониторингу и анализу внутреннего и мирового рынка основных видов сельхозпродукции, контролировать эффективность использования бюджетных средств, составлять прогнозы развития агропромышленного комплекса страны.
— субъекты Российской Федерации смогут осуществлять оперативный мониторинг наличия ресурсов продукции на предприятиях региона, получать оперативную информацию о потребностях рынка, использовать инструменты для прогнозирования и контроля исполнения продовольственного баланса субъекта, мониторинга проектов и программ развития.
— сельхозтоваропроизводители получат доступ к оперативной информации о конъюнктуре регионального, российского и международного рынков продовольствия, смогут получать метеорологические по региону, нормативно-правовую информацию, данные о государственных и региональных программах.
Важной составляющей системы станет возможность прогноза на урожай уже в начале года, а не в момент начала уборочной, как это происходит сейчас.
Внедрение системы позволит повысить эффективность регулирования АПК и обеспечит возможность для принятия корректных управленческих решений на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Аналогичная система уже функционирует в Москве и доказала свою эффективность.
Теперь несколько слов
О мерах по повышению эффективности агропромышленного комплекса
В настоящее время приоритетными являются три направления повышения эффективности:
1. Рыночная эффективность, то есть производство сельхозпродукции в тех объемах, по тем ценам и того качества, которые востребованы на внутреннем и международном рынках.
Именно для этого созданы региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, с учетом биоклиматического потенциала субъектов и их роли на продовольственном рынке страны.
2. Бюджетная эффективность.
— Внедрены критерии оценки эффективности использования бюджетных средств,
— Создан общероссийский реестр сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку,
— Введена форма обязательной отчетности субъектов по всем базовым показателям Государственной программы — в виде подготовки и защиты «паспорта региона».
3. Инфраструктурная эффективность. Развитие инфраструктуры аграрного рынка должно создать предпосылки для устойчивого функционирования отрасли и повышения конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и мировом рынках.
Все перечисленные меры обеспечат дальнейшую позитивную динамику развития сельского хозяйства.
Спасибо за внимание!