Стенограмма выступления Е.Скрынник на "Правительственном часе" в Совете Федерации
Доклад «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и осуществлении антикризисных мер в агропромышленном комплексе» на «Правительственном часе» в рамках двести пятьдесят третьего заседания Совета Федерации
Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемые члены Совета Федерации!
Хочу поблагодарить Вас за то, что на первом пленарном заседании Совета Федерации Вы решили обсудить вопросы аграрной политики и социального развития села, а также ход реализации Государственной программы развития сельского хозяйства.
Нами подведены итоги работы отрасли за 2008 год и в соответствии с законом «О развитии сельского хозяйства» представлены в первом Национальном докладе о реализации Госпрограммы, который был утвержден распоряжением Правительства.
В своем сегодняшнем выступлении хочу сосредоточиться на трех основных направлениях:
— итогах реализации Госпрограммы в 2008 году и первом полугодии 2009 года,
— итогах реализации антикризисных мер Правительства в агропромышленном комплексе,
— а также мероприятиях, которые проводятся Министерством в соответствии с новыми требованиями Правительства по повышению эффективности использования государственных средств и формированию эффективной аграрной политики.
Итоги за 2008 год следующие:
В стоимостном выражении общая валовая продукция отрасли достигла 2 трлн. 600 млрд. руб., что на 10% больше, чем в 2007 году.
Перевыполнен показатель Госпрограммы по производству скота и птицы в живом весе. Объем производства составил 9 млн. 300 тыс. тонн, что на 380 тыс. тонн больше планового значения.
Обновлен парк основных видов сельскохозяйственной техники. Приобретено 24 тыс. тракторов и 13 тыс. комбайнов.
Привлечено кредитных ресурсов с субсидированием процентной ставки на сумму 421 млрд. рублей, в том числе:
— 224 млрд. рублей — краткосрочные кредиты,
— 148 млрд. рублей — инвестиционные кредиты, и
— 48 млрд. рублей — кредиты для малых форм хозяйствования.
В целом на реализацию мероприятий Государственной программы в 2008 году направлено 138 млрд. руб.
Прибыль, полученная сельскохозяйственными организациями, составила 117 млрд. рублей, рентабельность — 15,3%.
По федеральной целевой программе «Социальное развитие села» введено 1 млн. 760 тысяч квадратных метров жилья (плановый показатель превышен на 18%), в том числе для молодых специалистов — 859 тысяч квадратных метров (+32%). Перевыполнены показатели по уровню обеспеченности питьевой водой (+7%) и газификации (+10%).
По федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв» предотвращено выбытие из оборота 914 тыс. га сельскохозяйственных угодий и на 11% увеличен объем внесения минеральных удобрений.
Несколько слов о том, как выполняется Государственная программа в 2009 году.
Мы остаемся приоритетной отраслью российской экономики, которой уделяется серьезное внимание в связи с продовольственной безопасностью и необходимостью наращивания экспортного потенциала.
Для выполнения показателей Госпрограммы в рамках антикризисного плана Правительства на поддержку агропромышленного комплекса из федерального бюджета выделено 183 млрд. рублей., что на 30% больше чем в 2008 году.
Эти меры позволили в кризисный период сохранить рост производства в отрасли. Индекс валового производства продукции сельского хозяйства за первое полугодие составил 101%, несмотря на падение в других отраслях экономики.
В рамках антикризисного плана в АПК было дополнительно направлено 87 млрд. руб.
Эти средства были использованы на следующие цели:
— 45 млрд. руб. на увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк»,
— 25 млрд. руб. на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг»,
— и 17 млрд. руб. — субсидии на уплату процентов по кредитам.
На полученные средства федерального бюджета «Росагролизингом» было закуплено 15 тысяч единиц российской сельскохозяйственной техники, а также высопродуктивный племенной скот, модернизированы скотоместа.
Кредитный портфель отрасли за 8 месяцев составляет 486 млрд. рублей, из них краткосрочные кредиты — 345 млрд. рублей, инвестиционные — 141 млрд. рублей. «Россельхозбанком» было выдано 207 млрд. руб.
Министерством по Государственной программе в регионы уже перечислено 80% средств от запланированных 183 млрд. рублей.
В целях дополнительной поддержки отрасли приняты постановления Правительства о пролонгации кредитов с субсидированием процентной ставки:
— краткосрочных на 6 месяцев,
— инвестиционных на 3 года (т.е. максимальный срок по инвестиционных кредитам продлен с 8-ми до 11-ти лет).
Увеличены сроки лизинга техники и оборудования до 15 лет, на 12 месяцев продлены сроки оплаты авансов.
Правительственной комиссией по системообразующим организациям отобрано 37 предприятий агропромышленного комплекса для предоставления гарантий на сумму 45 млрд. рублей. Принято положительное решение по 7 предприятиям на сумму 17 с половиной млрд. рублей.
Важную роль играет косвенная государственная поддержка. Она оценивается Министерством в 30 млрд. руб. и включает в себя единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики.
Антикризисные меры правительства позволили сельскому хозяйству остаться одной из немногих отраслей с положительной динамикой развития.
О том, что сделано в 2009 году.
В мясном животноводстве
За 6 месяцев производство скота и птицы составило 4 млн. 100 тысяч тонн, что на 6% больше прошлого года.
В результате увеличения внутреннего производства и принятия мер таможенно-тарифного регулирования импорт мяса сократился почти на 30%!!! По нашему прогнозу до конца года доля импорта мяса снизится до 25% (в 2008 году — 32%).
Главная задача, которую мы ставим перед отраслью, — компенсировать за счет собственного производства уменьшение доли импорта в мясных ресурсах на внутреннем рынке. Планируем довести этот объем к 2012 году до 18%, что обеспечит снижение импорта мяса по сравнению с 2008 годом почти в 2 раза!!!
Для достижения указанных целей Министерством сельского хозяйства предпринимаются следующие меры:
— Согласованы прогнозные балансы по мясным ресурсам до 2012 года, предусматривающие снижение квот на импорт мяса в течение 3-х лет,
— Совместно с субъектами Российской Федерации в рамках подписанных соглашений определены конкретные свиноводческие предприятия и птицефабрики (всего их 180), на которых планируется увеличить производство свинины и мяса птицы.
— Министерство ведет работу по координации финансирования Россельхозбанком и Сбербанком 350 животноводческих объектов на общую сумму около 50 млрд. руб.
— Также реализуются региональные программы по развитию мясного скотоводства в объеме 3 млрд. 165 млн. рублей.
Все вышеуказанные меры позволят произвести в этом году на отечественных предприятиях 9 млн. 900 тыс. тонн мяса, что на 6,5% выше уровня прошлого года.
В молочном животноводстве
Производство молока за 6 месяцев составило 15 млн. 960 тысяч тонн, что на полпроцента ниже показателя прошлого года.
В текущем году отрасль столкнулась с резким снижением цен на молоко — более чем на 20%. Это общемировая тенденция. Ценовая конъюнктура на молочном рынке во всех странах мира находится на крайне низком уровне.
В целях стабилизации ситуации приняты следующие меры:
— на поддержку молочного животноводства из федерального бюджета направлено 27 млрд. руб. (в том на субсидирование процентных ставок по кредитам, племенную поддержку и софинансирование региональных молочных программ),
— повышены ставки ввозных таможенных пошлин на сухое молоко, сливочное масло, твердые сыры и тропические масла,
— внесены изменения в баланс Союзного государства с Белоруссией по молоку и молокопродуктам, предусматривающие снижение объемов поставок сухого молока и увеличение поставок сыров,
— выделено 3 млрд. 500 млн. руб. на поддержку 58 экономически значимых программ субъектов, направленных на увеличение производства молока,
— 5 млрд. 800 млн. руб. направлено в регионы на поддержку племенной базы молочного скотоводства,
— принято постановление Правительства РФ, которое освобождает отечественные предприятия от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе племенного скота на территорию России,
— реализуется программа по социальной рекламе, направленной на увеличение потребления молока населением,
— в 2010 году будут проводиться закупочные интервенции в отношении ультрапастеризованного молока, сливочного масла и твердых сыров,
— подготовлены изменения в «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»,
— в Госдуме принят в первом чтении федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Комплекс этих мер позволил стабилизировать ситуацию на молочном рынке. Закупочные цены на молоко октябре-ноябре месяце вырастут на 10-15%.
О ситуации в растениеводстве
В текущем году урожай зерновых ожидается на уровне 85 млн. тонн, что выше средних показателей за последние 10 лет и достаточно для покрытия внутренних потребностей и сохранения экспортного потенциала.
Мы вошли в тройку мировых поставщиков пшеницы. В 2008/2009 зерновом году было экспортировано около 23 млн. тонн российского зерна. Прогнозируемые объемы экспорта в этом году — до 19 млн. тонн.
Увеличиваются переходящие остатки зерна. На 1 июля они составили по данным Росстата 17 млн. 400 тыс. тонн, что на 70% больше по сравнению с прошлым годом.
Системным выходом из сложившейся ситуации должно стать развитие животноводства, а также модернизация инфраструктуры зернового рынка.
О регулировании рынка зерна
Прежде всего о том, что такое интервенции?
В соответствии с Законом «О развитии сельского хозяйства» государственные закупочные интервенции — это инструмент регулирования рынка для точечного снятия излишков зерна, которое покупается у сельхозтоваропроизводителей по рыночным ценам посредством биржевых торгов.
Интервенции — это не сплошная скупка всего произведенного в стране зерна для «государственных нужд» по высоким ценам, это рыночный механизм ограниченного действия.
В прошлом году для регулирования рынка было закуплено 8 млн. 60 тысяч тонн на сумму 38 млрд. 600 млн. рублей.
Данный объем зерна продолжает оставаться в государственном интервенционном фонде по сей день. Его реализация невозможна из-за низкой ценовой конъюнктуры на внутреннем и мировом рынках. Государство несет серьезные расходы по его хранению, тем самым поддерживая российского сельхозтоваропроизводителя.
Министерство технически и организационно к началу интервенций готово. Агентом является государственная «Объединенная зерновая компания». Объем планируемого к закупке зерна будет зависеть от развития ситуации на рынке и решений правительства.
О реализации федеральных целевых программ
Финансирование федеральной целевой программы «Социальное развитие села» в текущем году сокращено на 9 млрд. 100 млн. рублей. Несмотря на это, в первом полугодии введено в строй 274 тысячи квадратных метров жилья, в том числе для молодых специалистов — 109 тыс. метров.
В текущем году стартовал проект по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений. На эти цели выделено более 800 млн. рублей.
Также сельхозтоваропроизводителям предоставлена возможность брать восьмилетние субсидированные кредиты на строительство жилья.
В рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв» предотвращено выбытие из оборота 350 тыс. га земли.
Подводя предварительные итоги Государственной программы за первое полугодие 2009 года, можно сказать, что:
— ее реализация идет в оптимальном режиме;
— меры, принятые Правительством по дополнительной поддержке отрасли, позволили сохранить положительную динамику развития агропромышленного комплекса,
— принципы и механизмы, заложенные в Государственной программе обеспечивают экономическую и социальную устойчивость сельского хозяйства.
***
Вместе с тем, Министерством продолжает проводиться системная плановая работа в соответствии с требования Правительства по повышению эффективности средств государственной поддержки и формирования результативной аграрной политики.
— Внедрены критерии оценки эффективности использования средств на основе многоуровневой системы контроля от региона до конечного получателя,
— Создан общероссийский реестр сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку (в него включено более 500 тыс. предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств из 83 субъектов страны),
— Создается Система государственного информационного обеспечения агропромышленного комплекса. Новая модель позволит структурировать отрасль в едином информационном поле и решит задачу по системному обмену данными между федеральными и региональными властями, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями,
— В целях повышения оперативности и системности принимаемых решений, Министерством согласованы региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, с учетом биоклиматического потенциала субъектов и их роли в агропродовольственном рынке страны,
— Введена обязательная отчетность субъектов по всем базовым показателям Государственной программы — в виде подготовки и защиты «паспорта региона» в рамках подписанных соглашений по выполнению показателей Госпрограммы.
Среди основных задач Министерства на ближайшую перспективу, хочу выделить следующие:
— Необходимо завершить работу по совершенствованию земельного законодательства.
— Должна быть доработана и представлена в Правительство «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации»,
— Приняты отраслевые программы по развитию свиноводства и семеноводства в Российской Федерации до 2012 года,
— Необходимо разработать программу развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающую значительное расширение возможностей по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции,
— Мы завершаем работу по концепции страхования в сельском хозяйстве, осуществляемого с государственной поддержкой. Перспективная система должна быть прозрачна, эффективна и направлена прежде всего на покрытие катастрофических убытков в сельскохозяйственном производстве.
— Министерством завершается работа над концепцией развития региональных «агропромышленных парков», которые будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозтоваропроизводителей,
— Также утверждается стратегия ОАО «Россельхозбанка» и ОАО «Объединенная зерновая компания».
Уважаемые члены Совета Федерации!
Главную задачу Министерства мы видим в создании прочной экономической базы для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства на основе прозрачных и эффективных инструментов государственной поддержки, обеспечивающей социальную стабильность и устойчивое развитие сельских территорий!
Спасибо за внимание!