Перевозки зерна внутри страны не увеличиваются, несмотря на разгар сезона
Отгрузки зерна на железную дорогу не спешат расти вместе с объёмами убранного урожая. Рынок слишком нестабилен, цены всё время меняются, и переработчики не спешат закупать впрок, предпочитая небольшие разовые контракты.
Железнодорожные перевозки зерна на внутреннем рынке, в отличие от экспорта, в августе выросли (с 720 до 780 тыс. тонн), однако по сравнению с прошлым августом сильно сдали – тогда по железной дороге было перевезено 1,1 млн тонн зерна.
Причина не только в неблагоприятной конъюнктуре рынка. Зерно, предназначенное для внутреннего рынка, всё чаще уходит с железных дорог на автомобильные, а также перевозится водным транспортом.
«Одна из главных особенностей нынешнего года – очень нестабильная ценовая ситуация (на внутреннем рынке. – Ред.), при которой никто не стремится заключать долгосрочные контракты», – добавляет руководитель аналитического центра ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский.
Соответственно, производители всё чаще прибегают к услугам более мобильного автотранспорта. Хотя возить им не дешевле, чем по железной дороге, они предпочитают работать по схеме «сегодня нашёл, завтра купил, послезавтра отвёз».
Рост автоперевозок происходит ещё и потому, что, стремясь сэкономить хоть на чём-то, аграрии зачастую перегружают зерно в машины прямо с токов, минуя элеватор (по подсчётам «Русагротранса», получается экономия до 400 руб. на каждой тонне). Это отрицательно сказывается и на качестве зерна, не прошедшего сортировку, просушку и подработку, и на доверии покупателей-мукомолов.
Доля автоперевозок сейчас очень высока, зерно возят на автомобилях на расстояние до 1000 км, подтверждает директор департамента транспорта и логистики Международной зерновой компании (российская «дочка» швейцарской Glencore) Алексей Расницов. Такие перевозки стоят столько же или меньше, чем железнодорожные, но дело даже не в цене: зерновой рынок сейчас спотовый, говорит он, и автоперевозки позволяют быстро продавать и доставлять небольшие партии груза. Железная дорога с системой заявок такой возможности не предоставляет.
Конкуренцию «Русагротрансу» сегодня составляет не только автомобильный транспорт, который доставляет зерно непосредственно потребителям, минуя элеваторы, но и речной, говорит Игорь Павенский: в этом году неожиданно повысился сбор зерна в регионах, которые не считаются зерноизбыточными: в Ленинградской, Ульяновской и Нижегородской областях. Оттуда близко до столиц и есть возможность транспортировать зерно или машинами, или речным транспортом.
Сдвиг закупочных интервенций и сезонное ухудшение погодных условий должны способствовать активизации движения зерна на внутреннем рынке, говорит Игорь Павенский. «Склады не приспособлены для долговременного хранения, с наступлением холодов большие объёмы зерна придётся перевозить на элеваторы», – говорит эксперт.
Данные о ж/д отгрузках пшеницы и ячменя см. ЗерноТРАФИК – онлайновые поисковые базы статистики грузооборота зерна. Новые возможности поиска информации по объемам, направлениям, отправителям-получателям.