Латвия: Из порта потечет спирт
Крупнейший в Латвии производитель спирта Jaunpagasts plus подтвердил , что рассматривает возможность строительства завода биотоплива на территории Рижского свободного порта.
Дмитрий СОКОЛОВ
Глава Jaunpagasts plus Донат Вайтатис (слева) продолжает делать анализ ситуации.
Jaunpagasts plus взял в аренду землю на перекрестке Болдерайского шоссе и улицы Зилас и начал подготовку технического проекта, сообщил управляющий Рижским портом Леонид Логинов. Место планируемой застройки сейчас занимает садоводческое товарищество Voleri 97, и его уже попросили освободить территорию.
Планы по созданию завода в порту действительно есть, но до их реализации еще очень далеко, заявил советник председателя правления Jaunpagasts plus Арманд Гутманис. "Сначала нужно составить документацию, найти средства — затраты на проект могут составить несколько десятков миллионов латов. Подготовительный процесс может занять несколько лет", — указал он.
В настоящий момент Jaunpagasts plus располагает двумя заводами по выпуску спирта — в Талсинском районе и Иецаве. Модернизация и замена оборудования, начатые пять лет назад и завершившиеся в этом году, довели их общую перерабатывающую мощность до 70 тыс. тонн зерна в год.
"Все-таки это не много. С учетом постоянного роста рынка мы думаем о том, чтобы построить новое производство в порту, где существует постоянный поток зерна", — пояснил г-н Гутманис. Практика размещения биотопливных заводов на территории морских терминалов распространена и в "старом" Евросоюзе: в Голландии биоэтанол получают в порту Роттердама, в Швеции — в порту Норчепинга.
"Самые крупные заводы в Европе перерабатывают до миллиона тонн зерна в год. В Латвии можно планировать завод по выпуску этилового спирта (биоэтанола) мощностью от 100 до 300 тыс. тонн зерна. Это нормальный индустриальный объем, — рассказал советник Jaunpagasts. — Наша страна экспортирует очень много зерна. Почему бы его не перерабатывать и не продавать как продукт с высокой добавленной стоимостью?".
В Латвии с 1 октября, как уже писала , вступает в силу норма об обязательных биодобавках к бензину и дизельному горючему. К этому сроку топливным ритейлерам будет необходимо обеспечить подмешивание 5% биоэтанола к бензину 95-й марки и 5% биодизеля — к солярке.
"До сих пор мы отправляли свою продукцию только на экспорт — в Германию, Польшу и другие страны, где уже введена обязательная добавка биотоплива. Мы очень рады изменениям, потому что теперь сможем работать на латвийском рынке и сократить расходы на логистику", — заявил ранее председатель правления и основной акционер Jaunpagasts plus Донат Вайтатис.
Jaunpagasts plus, как и другие производители биоэтанола, участвует в программе господдержки отрасли: бюджет компенсирует разницу в случае, если издержки на создание продукта превосходят его продажную цену. Однако в конце 2008 года правительство внесло ряд "кризисных" поправок в законодательство, позволивших ему сократить объемы или отсрочить сроки перечисления субсидий.
Два производителя биодизеля — Bio-Venta и Mamas D — уже обратились с исками против правительства в Конституционный суд. Компании пытаются оспорить законность изменения порядка выплат дотаций. Долг государства перед Jaunpagasts plus, по словам его главы, составляет 2,5 млн. латов. В 2008 году оборот Jaunpagasts plus составил 13,7 млн. латов, что на 45% больше, чем в 2007 году. Прибыль компании упала на 40% — до 731,2 тыс. латов.