Решение правительства отложить зерновые интервенции сыграет на руку экспортёрам и «Русагротрансу»
Экспортные перевозки зерна, которые в августе упали на четверть к прошлому году, в ближайшее время могут активизироваться.
Правительство поддержало предложение Минсельхоза провести закупочные интервенции на рынке зерна не раньше октября. Ранее предполагалось, что это будет сделано в сентябре.
Решение отодвинуть сроки интервенций не менее чем на месяц – сигнал для экспортёров: им нужно быстрее сбывать урожай, не надеясь на скорую финансовую поддержку государства, уверен гендиректор компании «ПроЗерно» (входит в Группу WJ, которая является международным поставщиком сельхозпродукции) Владимир Петриченко.
Сейчас зерновой рынок стагнирует, поясняет глава «ПроЗерно»: пшеница четвёртого класса на внутреннем рынке продаётся по 3,6 тыс. руб. за тонну, а экспортёры не могут себе позволить купить её дороже чем 3 тыс. руб. за тонну. Иначе с учётом логистических расходов экспорт будет убыточен. Как ранее писал «Гудок», вместе со снижением вывоза падал и объём экспортных перевозок: в августе 2009 года он составил 675 тыс. тонн против 850 тыс. тонн в августе прошлого года.
А ведь до этого именно экспортные перевозки зерна по железным дорогам неуклонно росли. Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Владимир Ильин, объёмы экспортных перевозок зерна за восемь месяцев этого года выросли по отношению к тому же периоду прошлого года на 8,7% и составили 12 млн тонн.
Наметившаяся в августе тенденция уменьшения экспорта зерна казалась долгосрочной. Минсельхоз обещал в ближайшее время начать закупать зерно по высоким ценам, и снижать цены в ожидании госзакупок никто не хотел. Предельные закупочные цены (торги идут на понижение) аграрное ведомство объявило ещё весной 2009 года: в центральной части России на пшеницу третьего класса – 5,5 тыс. руб., четвертого – 4,9 тыс. руб. за тонну, в азиатской части – соответственно 6 и 4,8 тыс. руб. за тонну. Это намного выше, чем стоит зерно сейчас. Теперь же, когда ждать помощи можно не раньше чем через месяц, а оборотные средства нужны уже сегодня, снижение отпускных цен на внутреннем рынке будет неизбежно.
«Мы надеемся, что теперь цены позволят нам увеличить закупки на внутреннем рынке, – говорит Николай Демьянов, заместитель генерального директора Международной зерновой компании (российская «дочка» швейцарской трейдинговой компании Glencore). – Сейчас, после того как надежды крестьян на скорые интервенции рухнули, аграриям некуда идти, только к экспортёрам».
Отсрочка интервенций – хорошая новость не только для экспортёров, но и для железнодорожников. Оживление на рынке возродит спрос на перевозки зерна. Соответственно, вырастет загрузка зерновозов, рассчитывает руководитель аналитического центра ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский.
По словам Владимира Ильина, у железнодорожников есть все необходимые ресурсы, чтобы перевезти дополнительный объём, который появится после проведения Минсельхозом октябрьских интервенций. По предварительным прогнозам, он составит 1 млн тонн зерна.