Зерновые интервенции — это рыночный механизм. Из интервью Министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник
Вопрос. Елена Борисовна, из регионов поступают недоуменные вопросы: когда же Минсельхоз начнет обещанные зерновые интервенции? Надо бы пораньше, чтобы стабилизировать рынок!
– Понятий «пораньше» — «попозже» в формировании государственной интервенционной политики на зерновом рынке не существует. Интервенции — это механизм регулирования рынка, и наиболее эффективен он при полном понимании сложившейся структуры зернового рынка. Пока же она далеко не сформирована.
В целом по Российской Федерации на начало августа намолочено 41,4 млн. тонн зерна. Южный федеральный округ завершил уборку с намолотом 25,1 млн. тонн, в Центральном федеральном округе намолочено 9,3 млн. тонн, в Приволжском федеральном округе — 6,9 млн. тонн. Получить более точную информацию по объемам урожая и его качеству в ЦФО можно будет лишь в середине сентября, а в Сибирском федеральном округе уборка урожая осуществляется до конца октября.
В то же время определить, в каких регионах и в каком объеме следует проводить интервенции, можно только по результатам уборки, оценив региональные балансы в целом.
Минсельхоз России считает, что оптимальными сроками начала проведения интервенций является конец августа — начало сентября, когда будет получена объективная информация по объему урожая и качеству зерна в большинстве субъектов Российской Федерации.
Собственно, таким же образом определялись сроки начала закупочных интервенций в предшествующие годы. Например, в 2002 году интервенции начались 13 ноября, в 2005 году — 29 августа. А в прошлом году начало интервенций было объявлено 19 августа, но реальные сделки на бирже начались только в середине сентября.
Вопрос. В регионах надеются, что закупки в рамках зерновых интервенций стабилизируют рынок, который сейчас снижается.
– Действительно, на зерновом рынке России с середины июня наблюдается тенденция к снижению цен на все виды зерновых. Это обусловлено фактором сбора нового урожая и текущей конъюнктурой мирового рынка. Так происходит каждый год — в период уборки цены снижаются.
Сейчас в Европейской части России продовольственную пшеницу 3 класса покупают в среднем по цене 4859 руб./т, пшеницу 4 класса — 4070 руб./т, пшеницу 5 класса — 3157 руб./т.
В Азиатской части России темпы снижения цен значительно ниже, что свидетельствует об отсутствии на рынке зерна нового урожая. Средний уровень цен на продовольственную пшеницу 3 класса составляет 5306 руб./т., на пшеницу 4 класса — 4806 руб./т., пшеницу 5 класса — 4304 руб./т.
Напомню: Приказом Минсельхоза России от 27 марта 2009 года утверждены предельные уровни цен для закупочных интервенций на продовольственное зерно в 2009 году. Они составляют в Европейской части России: на пшеницу 3 класса — 5500 руб./т., на пшеницу 4 класса — 4900 руб./т. В Азиатской части России объявленные цены госинтервенций таковы: на пшеницу 3 класса — 6000 руб./т, на пшеницу 4 класса — 4800 руб./т. На рожь группы «А» установлена единая цена: 3900 руб./т.
Однако объявленные в марте цены фиксированными не являются, и мы разъясняли это неоднократно! Указанные цены — это тот предельно высокий уровень, с которого государство, как полноправный игрок на торгах, будет начинать закупки на шести биржевых площадках в разных регионах страны. Это стартовые цены закупочных интервенций. При наличии большого числа продавцов на площадке биржевая цена, естественно, будет снижаться, и государство будет производить закупки в интервенционный фонд по наиболее низкой цене, которая сложится в ходе биржевой сессии — по «аукционной» цене.
В отдельных регионах существует недопонимание целей и смысла государственных зерновых интервенций. Эта рыночная мера предназначена для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен.
Интервенции — это не «заготовительная кампания» для нужд государства и уж тем более не «акт благотворительности» с его стороны. Они проводятся в соответствии с законами рынка и являются механизмом снятия излишков зерна, наличие которых снижает цены. А излишков на сегодняшний день нет — в отличие от минувшего года с его рекордным урожаем.
Еще раз подчеркиваю: цены в ходе зерновых интервенций будут формироваться на основе биржевого спроса, экспортной активности и общей ситуации на мировом зерновом рынке.
Вопрос. Тогда возникает закономерный вопрос: зачем же надо было объявлять интервенционные цены так рано, в марте?
– Таким образом государство дает сигнал рынку, какие цены оно считает справедливыми, приемлемыми для соблюдения ценового баланса в масштабах страны, для нивелирования диспаритета цен.
Норма об объявлении цен закупочных интервенций в марте текущего года заложена в Законе «О развитии сельского хозяйства». Этим законом, а также Постановлением Правительства Российской Федерации №580 от 3 августа 2001 года, прописан регламент проведения интервенций. В соответствии с этим регламентом при проведении интервенций не стоит задача обеспечить тотальную закупку всего произведенного в стране зерна по более высоким ценам, чем сложились на рынке. Закупочные интервенции являются прежде всего инструментом регулирования для формирования справедливой цены на внутреннем рынке.
Это важно понимать всем: и участникам зернового рынка, и руководителям органов управления АПК субъектов РФ.