Казахстан уходит от Каспия. Страна готовится переориентироваться на черноморские порты
Экспортный зерновой потенциал Казахстана в текущем году составит 7–8 млн тонн с учётом остатков, заявил министр сельского хозяйства этой страны Акылбек Куришбаев. Нарастить поставки в прикаспийские государства, которые были основными потребителями прошлогоднего урожая, не удастся. Остаётся наращивать экспорт через порты Украины.
Рост объёмов экспорта казахстанского зерна через черноморские порты начнётся до конца года, сообщил глава казахстанского минсельхоза. Украина в текущем году планирует снизить объём экспорта, поэтому в портах останется место и для казахстанской пшеницы. Правда, чтобы обеспечить перевозку запланированных объёмов, имеющихся 5,2 тыс. зерновозов не хватит.
«В месяц мы должны экспортировать 700 тыс. тонн зерна, – говорит Акылбек Куришбаев, – а количество зерновозов позволяет экспортировать ежемесячно лишь 500 тыс. тонн».
Арендовать недостающие вагоны Казахстан, как и в прошлом году, может в России у «Русагротранса» (тогда арендодателем выступал «ЛП-Транс») и Украинских железных дорог (УЗ).
Украина готова помогать практически в любых объёмах, сказали «Гудку» в главном управлении перевозок УЗ: «Мы заинтересованы в росте транзита казахстанского зерна и готовы отдавать в аренду 1–1,5 тыс. зерновозов ежемесячно, как это было в прошлом году. А если будут заявки на большие объёмы, можем дать и больше».
Впрочем, пока никаких заявок от Казахстана не поступало, и транзит зерна в июле упал до нуля, отмечает начальник отдела управления международных тарифов, договоров и логистики главного коммерческого управления УЗ Лариса Вялкова. За первое полугодие 2009 года всего вывезено 443 тыс. тонн против 2 млн в январе – июне прошлого года.
Не поступало заявок и в «Русагротранс». Ограничений для предоставления Казахстану вагонов нет, но в первую очередь зерновозами будут снабжаться российские потребители, рассказали в компании. При этом уборочная в разгаре, и на рынке уже наблюдается дефицит вагонов.
«Поток пшеницы из Казахстана пойдёт через Россию на Украину не раньше сентября, – говорит начальник отдела анализа рынков «Русагротранса» Игорь Павенский. – Сейчас элеваторы забиты дорогим прошлогодним зерном. В прошлом году львиная доля урожая была распределена среди прикаспийских государств, но туда увеличить экспорт вряд ли получится. У Казахстана действительно есть только один выход – везти через черноморские порты».
По данным Игоря Павенского, экспорт казахстанской пшеницы в 2008/2009 зерновом году составил 3,3 млн тонн, в нынешнем году у страны есть шанс увеличить вывоз до 5–5,5 млн тонн.
Украинские порты в состоянии перевалить эти объёмы: в прошлом зерновом году они вывезли 25 млн тонн зерна, в этом планируется экспортировать около 16 млн тонн, так что свободного места будет достаточно.
Найдётся место и для российской пшеницы: по прогнозам «Русагротранса», её экспорт через украинские порты может составить 1 млн тонн. В уходящем зерновом году было вывезено всего около 250 тыс. тонн.