В России скоро подорожают мука, хлеб и крупы из-за действий "дочки" РЖД - эксперты
Россиян ждет подорожание муки, хлеба и крупы из-за роста стоимости перевозки зерновых грузов. Так считают в Союзе мукомольных и крупяных предприятий, обратившемся к первому вице-премьеру РФ Виктору Зубкову с просьбой оказать содействие в снижении тарифной нагрузки на цены.
Действия созданной ОАО "РЖД" специально для перевозки зерна дочерней компании "Русагротранс" авторы направленного В.Зубкову письма называют "беспрецедентным давлением на контрагента со стороны железной дороги".
Мукомолы напомнили, что при создании перевозочной компании, которой в собственность и аренду был передан практически весь вагонный парк зерновозов, железнодорожное ведомство предусматривало, что начиная с июня "Русагротранс" в полном объеме возьмет на себя перевозки зерновых грузов. "При этом широко рекламировалось, что эта работа будет осуществляться без увеличения тарифов, - отмечается в письме. - Однако, в конце апреля "Русагротранс" направил фирмам, поставляющим зерно мукомольным и крупяным предприятиям, договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание, в которых обещания сохранить старые тарифы посредством введения ряда новшеств были дезавуированы".
Только за счет изменения сроков подачи заявок на предоставление вагонов-зерновозов (было - за 10 дней до начала перевозок, стало - за 10 дней до начала отчетного месяца) большинство перевозчиков сразу подпадают под дополнительную услугу "Русагротранса", которая названа "ускоренное предоставление подвижного состава". Эта услуга оценивается в 20% к базовой стоимости. Расчеты показывают, что за счет этого стоимость перевозок каждой тонны зерна на 400 рублей, увеличение себестоимости выработанной тонны муки - на 560 рублей. И это в ситуации, когда большинство из зернопереработчиков и так работает с убытком, подчеркивается в обращении.
Авторы письма не исключают, что политика железнодорожного ведомства может привести и к подорожанию мяса и молока. Это может стать следствием того, что "ЗАО "Русагротранс" "почему-то отнесло отруби к прочим грузам и ввело для них 17%-ную надбавку к тарифу, установленному на зерновые грузы". "Очевидно, что этот шаг приведет к удорожанию комбикормов и себестоимости животноводческой продукции", - считают авторы письма. Они напоминают, что в стране ежегодно вырабатывается около 4 млн тонн отрубей, из которых 30% перевозится в вагонах-зерновозах.
Производителей муки и крупы беспокоит также тот факт, что в договоры, которые предлагаются к подписанию, ЗАО "Русагротранс" ввело положение, которое полностью возлагает ответственности за повреждение вагона на грузоотправителя. В письме цитируется положение договора, в соответствии с которым "вне зависимости от наличия доказанной вины грузоотправителей на путях общего или необщего пользования клиент (то есть грузоотправитель) возмещает стоимость ремонта вагона, а также тариф за транспортировку его к месту ремонта и после ремонта на станцию". Кроме этого, на грузоотправителя накладывается штраф за непроизводительный простой вагонов, с него взыскивается стоимость нанесенного ущерба за задержку движения по дороге и т.д., сообщается в письме.
"Союз дважды провел с руководством ЗАО "Русагротранс" переговоры, которые, к сожалению, оказались безрезультатными", - отмечается в письме. Союз также намерен обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой рассмотреть обоснованность действий зернового перевозчика.