Перспективный груз. Украинский порт увеличивает мощности по перевалке зерна
Херсонский морской торговый порт планирует построить зерновой терминал.
Проектная мощность терминала – 500 тыс. тонн зерна в год, рассказал помощник начальника Херсонского порта по информационным вопросам Мирон Буба. Сейчас порт переваливает ежегодно около 200 тыс. тонн зерна.
Стоимость строительства превышает $15 млн, из них $3,5 млн пойдут на реконструкцию причалов, около $12 млн – на постройку элеватора. Начать строительство планируется в 2013 году. Сейчас готовится проектная документация.
Для увеличения пропускной способности подъездных путей к порту планируется проложить железнодорожную ветку длиной 12 км. Грузопоток, идущий в порт по рельсам, должен увеличиться с 4,5 до 9 млн тонн в год.
По мнению директора украинского информационно-аналитического центра Black sea trans Валентины Михайловой, сейчас трейдеры зерна охотно вкладываются в строительство терминалов, так как видят перспективность мировых рынков сбыта.
По оценкам специалистов, с 1 июля 2008 года по 1 июля 2009 года объём перевалки зерна через порты Украины составит свыше 22 млн тонн, в полтора раза больше, чем годом ранее, отмечает эксперт. В России в этом году экспорт зерна составит около 21 млн тонн.
Украина объективно имеет более выгодные условия по морскому экспорту зерна: у них более мощные порты, способные работать с крупнотоннажными судами типа Panamax, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Кроме того, в украинских портах ставки на перевалку ниже российских за счёт высокой конкуренции между портами и частными терминалами.
Несмотря на заманчивость экспорта зерна через Украину, в этом году российские компании его снижают. «Грузопоток ушёл в российские порты из-за того, что Украина загрузила свои мощности собственным зерном», – говорит эксперт. Повлиял на ситуацию и рост железнодорожных тарифов на Украине.
По данным департамента управления перевозками ОАО «РЖД», в мае грузопоток из России в порты Украины снизился на 44% по сравнению с прошлым годом – до 1,5 млн тонн.
По словам Александра Корбута, в ближайшей перспективе экспорт зерна будет расти и в России, и на Украине. Сейчас обе страны вкладывают большие средства в строительство новых терминалов. «Для того чтобы деньги бизнеса эффективно работали, необходимо координировать инвестиционные проекты в разных портах на уровне правительства, чтобы избежать дублирования мощностей», – утверждает вице-президент Российского зернового союза. Этот вопрос становится особенно актуальным в рамках образования единого зернового пула между Россией, Украиной и Казахстаном.