Валентин Денисов: Аграрные вузы должны стать учебно-воспитательными комплексами
4 июня под председательством министра сельского хозяйства Елены Скрынник состоялось первое заседание Совета по высшему аграрному образованию при Минсельхозе России. На заседании были рассмотрены проблемы и направления совершенствования системы высшего аграрного образования, а также проект развития сети аграрных образовательных учреждений страны.
Сегодня в систему высшего аграрного образования включены 59 вузов. В 2008 году они выпустили 78,8 тыс. специалистов. Ожидаемый выпуск 2009 года – 82, 4 тыс. человек. За 10 лет выпуск почти удвоился за счет подготовки специалистов с оплатой обучения юридическими и физическими лицами.
Однако предприятия АПК страны до сих пор испытывают дефицит специалистов с высшим образованием. Среди руководителей сельхозорганизаций высшее образование имеют лишь 68 %, а среди главных специалистов - 53 %. По данным Минсельхоза, сегодня потребность сельскохозяйственных предприятий в специалистах с высшим образованием составляет 77,1 тыс. человек. Причем, только для восполнения ежегодно выбывающих по различным причинам специалистов с высшим профессиональным образованием требуется приток молодых кадров не менее 14 тыс. человек.
Одной из причин нехватки высокопрофессиональных кадров на предприятиях АПК является низкая закрепляемость выпускников вузов. Она, по данным Минсельхоза, составляет сегодня около 70%.
Впрочем, эта цифра может и не соответствовать реальному положению дел. По мнению члена Совета по высшему аграрному образованию, председателя аграрного комитета Госдумы Валентина Денисова, действующие до сих пор методики, по которым определяют процент закрепляемости, устарели. В последние годы организационно-правовая структура АПК претерпела значительные изменения, появились новые формы ведения хозяйства, новые производственные единицы. Например, агрохолдинги, в состав которых входят консалтинговые, внедренческие, строительные, дорожные, инжиниринговые подразделения, напрямую с сельским хозяйством вроде и не связанные. Так что в итоге процент выпускников аграрных вузов, трудоустроившихся по специальности, может оказаться и выше 70. Но это не самая большая проблема аграрного образования.
«Аграрный вуз в силу специфики стоящих перед ним задач следует считать не просто высшей школой, а скорее учебно-воспитательным комплексом, - подчеркнул на заседании Совета Валентин Денисов. – Современному селу нужны не только «чистые» технологи, которые будут увеличивать надои и привесы. Государство ставит задачу шире – всесторонне развивать сельские поселения. Но где у нас готовят специалистов, которые завтра смогут возглавить сельское поселение или сельское муниципальное образование? Где, в каком аграрном вузе преподают основы бюджетирования? Или другой пример. Сельский туризм, экологический туризм могли бы в некоторых регионах стать локомотивами экономического возрождения деревни. Но менеджеров по сельскому туризму тоже нигде не готовят. Наверное, имеет смысл совместно с Академией Госслужбы при Президенте РФ ввести в учебные планы аграрных вузов специальные курсы, связанные с новыми задачами по возрождению сельских территорий».
Валентин Денисов также отметил, что необходимо создавать условия для развития заочного образования в аграрных вузах. Вводить преференции, защищающие интересы абитуриентов. Недавно приказом министра образования для абитуриентов-заочников аграрных вузов отменена обязательная сдача ЕГЭ, а также введены «плавающие» сроки вступительных экзаменов. Эти своевременные и нужные решения нужно обязательно закрепить законодательно, отметил глава аграрного комитета Госдумы.