Взяли больше, чем смогли. Монополизм терминала аукнулся «брошенными» поездами
Перевалка зерна из вагона на судно, а также равномерная нагрузка на портовые мощности могут избавить СКЖД от «брошенных» зерновозов.
Об этом говорилось на совещании по вопросу отгрузки зерна в адрес торговых портов по прямому варианту на экспорт. Несмотря на то что перевалочные мощности припортовых станций Новороссийск и Туапсе не используются в полном объёме, вчера на СКЖД продолжали простаивать около 25 «брошенных» зерновозов.
«В феврале выгрузка через ОАО «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ) составила 4928 вагонов, в среднем – 176 вагонов в сутки. А по так называемому прямому варианту – из вагона на судно – при возможности 100 – 120 вагонов обрабатывалось всего 18, – комментирует заместитель начальника СКЖД по перевозкам Игорь Филатов. – И если раньше дисбаланс объяснялся тем, что затраты грузовладельцев на перевалку через НЗТ были ниже, то сегодня цены на отгрузку по прямому варианту и через терминал идентичны».
Перевалка зерна через одного грузополучателя – НЗТ – привела к завышению предъявляемых объёмов над выгрузкой. В отдельные дни терминал подтверждал заявки на 350 – 400 вагонов при перевалке в 160 – 180. «Из-за того, что в январе многие клиенты сняли заявки, в феврале мы взяли на себя больше груза, чем могли обработать. Но, не приняв эти заявки, мы бы простаивали так же, как в январе», – признаёт замгендиректора НЗТ Виктор Зеленский.
Решить проблему мог бы перевод части поездов на прямой вариант выгрузки. Правда, и здесь есть сложности, в частности ограничения портовиков в работе с судами водоизмещением не более 30 тыс. тонн. Однако выгоды от стабильной выгрузки превышают неудобства. По данным начальника ДЦФТО СКЖД Сергея Сухоручко, увеличение перевозки зерновых по «прямому варианту» через порты Новороссийск и Туапсе позволит увеличить выгрузку экспортного зерна с учётом всех перегрузочных комплексов до 500 вагонов в сутки, не ограничивая при этом погрузку. «Однако НЗТ не должен подтверждать объёмы, которые не состоянии выгрузить. А остальной груз необходимо переводить на прямую перевалку», – сказал он. Объёмы, превышающие показатели выгрузки, железнодорожники предложили согласовывать только при заключении дополнительного договора на оказание транспортных услуг.