Подсолнечное масло в период кризиса дешевеет
В структуре расходов жителей России затраты на продукты питания занимают менее 30%. Вплоть до кризисного октября 2008 года этот показатель ежегодно сокращался - с 36% в 2004 году до 28,4% в 2007. Среди всех продуктов питания наибольшие расходы у жителей России на протяжении трех лет приходились на колбасные и сосисочные изделия. Затраты на них ежегодно увеличивались в среднем на 22,2%.
В структуре расходов домохозяйств на приобретение продуктов питания затраты на растительное масло составляют в среднем 2%. Традиционно, на протяжении нескольких лет, наиболее востребованным видом растительного масла у жителей России остается подсолнечное. Однако некогда доступное и популярное у населения масло в последние годы неоправданно дорожало. Рост цен на него в течение 2007-го составил свыше 52,6%. Не внушал оптимизма и 2008 год. Хотя рост цен уже не был таким высоким и держался на уровне 24%, но стоимость бутылки подсолнечного масла весом 1 литр составляла в ноябре 2008 года более 75,6 руб.
Вместе с тем вступление кризиса в активную фазу развития стимулирует жителей России экономить средства. Как отмечается в исследовании «Анализ рынка растительного масла: емкость, расходы и потребление», проведенном компанией Symbol-marketing, следуя этой тенденции, розничные ритейлеры продвигают на рынки продукты под собственным брендом, т.н. private label, стоимость которых ощутимо ниже цен, установленных профильными производителями. При условии высокого урожая подсолнечника холдингам-производителям для получения прибыли и привлечения покупателей придется снизить цены на подсолнечное масло до уровня 2006 года - 42-45 рублей за литр. Производители понимают, что иметь прежнюю сверхприбыль в наступившем году будет затруднительно и справедливо снижают уровень своей «маржи».