23 декабря 2024 г., Понедельник
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА
СПРАВОЧНИК
СЕЛЬХОЗТЕХНИКА
УЧАСТНИКАМ
СЕРВИС
ПОИСК ПО САЙТУ
Введите слово или фразу:
Искать в разделе:


Хозяйствами Алтайского края продано в интервенционный фонд зерна 142,3 тыс. тонн

21 января 2009 10:12

На Сибирской межбанковской валютной бирже (СМВБ) аккредитовано 61 хозяйство Алтайского края, которое участвуют в продаже зерна в государственный интервенционный фонд. Как сообщил заместитель генерального директора ГУП АК "Алтайагропрод" Алексей Нагорнов, за время интервенции 2008-2009 гг. хозяйствами региона реализовано на торгах 142,3 тыс. тонн зерна на сумму порядка 795 млн руб. В то же время интервенция 2007-2008 гг. провалилась полностью, потому что тогда цена на зерно, предлагаемая государством, была несравнимо ниже цены переработчиков.

Объем продаж алтайского зерна по итогам 2008 года составил 17,3% от объема, проданного по Западной Сибири. По числу участников и удельному весу от объема общих продаж край находится на третьем месте среди регионов Сибири. Опережает Алтай только Красноярский край и Новосибирская область, хозяйствами которых было реализовано соответственно 290,3 тыс. тонн и 202 тыс. тонн. В то же время по удельному весу пшеницы 3 класса в общем объеме продаж по Сибири край занимает первое место.

Большая часть алтайского зерна (98 тыс. тон или 69% от общего объема) продана на торгах через хозяйства, входящие в агрохолдинги, имеющие в своей структуре аккредитованные элеваторы ("Пава", "Грана", и др.), остальная часть (45,2 тыс. тонн, или 31%, общего объема) продана через агента - ГУП АК "Алтайагропрод". При этом цена продаж через агента была на 3 - 5 % выше, чем цена продаж, производимых хозяйствами самостоятельно.

Алтайские производители участвуют в торгах при помощи содействия центра удаленного доступа к торгам (ЦУД). Он был организован в регионе еще в 2003г. на базе ГУП АК "Алтайагропрод". По словам Алексея Нагорнова, который осуществляет работу ЦУД, сельхозтоваропроизводители Алтайского края начали проявлять интерес к закупочным зерновым интервенциям только после увеличения закупочной цены до 6 тыс. руб. за тонну пшеницы 3 кл. В результате практический интерес хозяйств к участию в торгах и их аккредитация началась только после 1 декабря 2008г. Однако, значительная часть алтайского зерна была продана тогда, когда цена составляла 5,5 тыс. руб. И хозяйства, которые реализовали продукцию по этой цене, существенно проиграли.

Ногорнов акцентирует внимание на том, что такое изменение закупочной цены устроителем торгов в сочетании с информацией о возможном повышении цен и фактом потери доходов хозяйствами, выставившими на торги зерно до повышения цен, побуждает хозяйства "не торопиться с продажами" в надежде на увеличение закупочной цены. Хозяйства находятся на распутье: продавать или ждать. По мнению же аналитиков, долго тянуть время тоже не стоит. Необходимо покупать топливо для полевых работ, а сейчас есть возможность сделать закупки по более низкой цене. Традиционно же, в феврале-марте нефтепереработчики начинают поднимать цены на бензин и дизтопливо.

Помимо этого Нагорнов отмечает, что в ходе подготовки торгов не устранены, а в некоторой части усилились недостатки и несовершенство регламента, выявленные в торгах прошлых лет. Все это ставит искусственные преграды для селян.

В частности, при аккредитации элеваторов в качестве хранителей зерна, устроителем торгов упущены существенные конкурсные показатели, а именно размер оплаты за прием, сушку и подработку зерна. Это позволило элеваторам, используя монопольное положение хранителя интервенционного фонда в своей группе районов, диктовать условия и взвинчивать цену за услуги, понуждать селян к отказу в поставке зерна по государственному контракту и продаже его в пользу элеватора.

Не дифиренцированы издержки по аккредитации и участию в торгах для сельхозтоваропроизводителей в зависимости от объема. Для фермера, желающего продать 200 тонн зерна, затраты на доступ к торгам такие же, как и для крупного агрохолдинга, продающего 10-20 тыс.тонн.

В условиях торгов не определены ценовые параметры издержек по сертификации качества зерна, это позволило на местах подразделениям "Федерального центра по оценке качества зерна и продуктов его переработки" применять тарифы, установленные для коммерческих операций по экспортным поставкам и перемещениям зерна между регионами РФ, что не соответствует экономической цели и смыслу государственных интервенционных закупок. Только после вмешательства нашего предприятия и направления письма в вышеуказанный орган, на территории края с 01.01.2009г. для сертификации зерна интервенционного фонда стал применяться понижающий коэффициент 0,7. (а свыше 5 тыс. тонн -0,6). Ранее он вообще не применялся. Поэтому затраты сертифицикацию зерно, поставленного до 31.12.2008г., достигали 47 руб. за тонну (на небольшие партии, 135-270 тонн), что превышало все остальные издержки по аккредитации и участию в торгах (сертификация, биржевые сборы, тех. доступ, агентские услуги) и аналогичные затраты селян в соседних регионах.

Среди недостатков системы и то, что участник, продавший зерно через ЦУД, расположенный в Барнауле, вынужден в этот же день выехать в Новосибирск на СМВБ для подписания протокола торгов (не позднее 17.00 местного времени), а не следующий день там же подписать договор поставки. Затраты времени и средств, при продаже не больших объемов, являются значительными и не оправданными. Не используются отработанные технологии и возможности электронной цифровой подписи.

Ожидается, что все же со временем недостатки системы будут устранены. Руководство страны демонстрирует озабоченность ходом интервенции и декларирует о том, что планируется создать национальную компанию, ориентированную на укрепление зернового потенциала страны.

Как ранее сообщалось, в Алтайском крае за последние две недели цена на зерно третьего класса выросла на 300 руб. Максимум, который дают переработчики, равен 5600 руб., минимум - 5000 руб., средняя цена - 5250 руб. В прошлом году цена на зерно уже достигала 7000 руб. и доходила даже до 8000 руб.

Продажа зерна государству остается по-прежнему выгодной. С 1 декабря 2008 года государство закупает зерно по цене 6000 рублей. И если для селян затраты на аккредитацию на бирже, сертификацию зерна, доставку и прочее в самом худшем случае могут составлять 400 руб. на тонну, то это все равно не хуже, чем продавать зерно переработчикам.

Установите мобильное приложение Зерно Он-Лайн: