Тезисы выступления А.В.Гордеева на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
О реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и задачах на перспективу
Уважаемые депутаты!
Прежде всего, хотел бы поблагодарить депутатов Госдумы за постоянное внимание к проблемам развития сельского хозяйства.
Напомню, что пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия стартовала с января т.г., что соответствует положениям федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
Важно отметить, что Госпрограмма является продолжением и одновременно расширением приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
В ней, также как и в нацпроекте, применены принципы программно-целевого подхода, увязки финансирования с достижением результатов, четкого взаимодействия между федеральным и региональным уровнями управления АПК. Госпрограмма предусматривает комплексный подход, имея в виду развитие производства и социальной сферы села.
В Государственной программе определены три главные цели на среднесрочную перспективу. Это:
* устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения;
* повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции через ускоренную модернизацию основных фондов;
* сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В соответствии с целями определены пять основных направлений работы, в которых предусмотрено и 54 целевых индикатора:
Первое - это социальное развитие села. По нему предусмотрено 4 ключевых показателя, в частности такие, как ввод и приобретение жилья на селе, в том числе для молодых специалистов и членов их семей, обеспеченность сельского населения питьевой водой и уровень газификации домов.
Второе - создание общих условий функционирования сельского хозяйства. Здесь - 13 индикаторов, характеризующих поддержание почвенного плодородия, создание системы информационного обеспечения, оказание консультационной помощи, участие союзов сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики.
Третье - развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Эта работа оценивается по 23 индикаторам. В том числе, динамика производства животноводческой продукции по видам, поддержка племенного животноводства, развитие северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства и козоводства, проведение противоэпизоотических мероприятий. В растениеводстве внимание уделяется поддержке элитного семеноводства, развитию производства льна и рапса, закладке многолетних насаждений.
Четвертое - достижение финансовой устойчивости хозяйств. Здесь - 9 индикаторов, характеризирующих объем привлеченных кредитов, в том числе краткосрочных, инвестиционных, для малых форм хозяйствования (КФХ и ЛПХ), количество приобретенной сельскохозяйственной техники, удельный вес застрахованных посевных площадей.
Пятое - регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. По этому направлению предусмотрено 5 индикаторов в части регулирования рынков зерна, мяса и сахара.
В целом исполнение Госпрограммы оценивается восемью агрегированными показателями, которые в комплексе характеризуют состояние развития отрасли и по ним соответственно ведется мониторинг на уровне Правительства и Совета по приоритетным национальным проектам при Президенте России.
Это - индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, индексы производства продукции животноводства и растениеводства, индекс объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, объем располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности, доля отечественного производства в формировании ресурсов, коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники, индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий.
***
Для обеспечения реализации Госпрограммы Минсельхозом России был выполнен комплекс организационных мероприятий:
Сформирована нормативная правовая база, в том числе, принято 10 постановлений Правительства Российской Федерации, издано 20 приказов Минсельхоза России, организован мониторинг реализации Госпрограммы, заключены Соглашения со всеми субъектами Российской Федерации и с 38 союзами и ассоциациями сельхозтоваропроизводителей.
***
Информируя депутатов о ходе реализации Госпрограммы, можно говорить о показателях за девять месяцев, опираясь на данные государственной статистики.
Прежде всего, необходимо отметить, что все положительные тенденции, заложенные приоритетным национальным проектом, сохраняются.
Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 106,5% - это на два и семь десятых процентных пункта выше прогноза на этот год.
Индекс производства продукции животноводства составил 104%, растениеводства - соответственно 109 процентов.
Собран самый большой урожай зерна за последние пятнадцать лет - более 100 млн. тонн зерна в чистом весе. Полученная урожайность - 22,2 центнера с гектара является рекордной за всю историю России.
Также хорошие результаты достигнуты в производстве риса, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и картофеля.
Позитивная динамика в растениеводстве достигнута не только благодаря привычному фактору - погодным условиях, но и за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий, а также расширению посевных площадей под зерновыми на 2 млн. га (в т.ч. более 1 млн. га за счет неиспользуемых площадей). Организованно проведен озимый сев на площади 16,7 млн. га, что на 2% больше, чем в прошлом году (залог урожая 2009 года).
Если говорить о животноводстве, то в государственной программе, также как и в нацпроекте, оно является ключевым направлением развития сельского хозяйства на ближайшую пятилетку.
Надо отметить, что здесь тоже достигнуты положительные результаты. В частности, производство скота и птицы на убой увеличилось на восемь процентов. Особенно заметный прирост достигнут в птицеводстве - шестнадцать с половиной процентов, и в свиноводстве - более восьми процентов.
Продолжается рост производства молока - порядка полутора процентов, хотя здесь имеется отставание от прогнозируемого показателя.
Опираясь на данные о выполнении Госпрограммы за 9 месяцев, можно сказать, что этот год с точки зрения производственных показателей является одним из лучших за все годы рыночной экономики, начиная с 1992 года.
Основную роль в развитии сельского сыграли инвестиции в основной капитал, прирост которых был обеспечен и в текущем году на 6,4%. Объем кредитов, привлеченных в агропромышленный комплекс, за 9 месяцев текущего года превысил прошлогодний показатель на 20 млрд. руб. и составил почти 324 млрд. рублей.
С начала года сельхозтоваропроизводителями приобретено 19 тыс. 600 штук тракторов - это на 17% больше, чем за весь прошлый год, соответственно - 8 тыс. 400 штук зерноуборочных комбайнов - это на 18% больше и 2 тыс. 200 штук кормоуборочных комбайнов - это на 37% больше.
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций в расчете на 100 га посевной площади достигнет в этом году 142 л.с., т.е. на 16 л.с. больше, чем в прошлом году.
По данным Росстата за первое полугодие располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на одного члена хозяйства в месяц уже превысили годовой плановый показатель почти на 5 % (на 344 рубля) и составили 7429 рублей.
Темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве, начиная с прошлого года, стали превышать аналогичные показатели в среднем по экономике. В этом году прирост зарплаты составил 38% (плюс 2100 руб.). Однако в абсолютном выражении заработная плата в сельском хозяйстве остается недопустимо низкой и составляет в среднем 7 тысяч 700 рублей, а это вдвое ниже средней зарплаты по стране.
Говоря о хороших производственных показателях, вместе с тем, хотел бы обратить внимание на то, что в сравнении с прошлым годом финансовые результаты ухудшаются и Министерство прогнозирует снижение уровня рентабельности более чем на 10 процентов по итогам текущего года.
***
Основной причиной является то, что реализация Госпрограммы практически с начала года осуществляется в экономических условиях, которые существенно отличаются от тех, которые прогнозировались при её разработке.
Произошел значительный рост цен на материальные ресурсы, которые потребляет сельское хозяйство. Так, например, за девять месяцев нынешнего года цены на минеральные удобрения повысились по сравнению с декабрем предыдущего года на 70%. В период посевной и уборки урожая цены на дизельное топливо резко подскочили, их рост превышал 30 процентов с начала года. В то же время цены на продукцию сельского хозяйства выросли всего на 1,6%, а на животноводческую продукцию даже снизились на 2,7 процента. То есть основной проблемой является диспаритет цен, о чем, к сожалению, приходится говорить уже не первый год.
С целью поддержания доходов сельхозпроизводителей Правительство России и Федеральное Собрание в текущем году приняло целый ряд важных поправок в закон "О федеральном бюджете на 2008 год".
Напомню, за последние месяцы к бюджету Госпрограммы на 2008 год было добавлено около 60 млрд. руб., что означает его увеличение примерно на три четверти.
В том числе, принято решение о дополнительном выделении финансовых средств на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей и на комбикорма для свиноводства и птицеводства - 10 млрд. рублей, а также еще 10 млрд. рублей на компенсацию дополнительных затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями дизельного топлива.
Для преодоления дефицита кредитных ресурсов увеличен уставной капитал "Россельхозбанка" на 33 млрд. 500 млн. рублей (в т.ч. 2 млрд. рублей с опережением из бюджета 2009 года). Также буквально на днях решен вопрос о выделении "Россельхозбанку" субординированного кредита в объеме 25 млрд. рублей.
***
Говоря о ближайшей перспективе, внесены поправки в Бюджет 2009 года и на плановый период 2010-2011 годов, где предусмотрено ежегодное дополнительное ресурсное обеспечение Госпрограммы в объеме 21 млрд. рублей. Они направляются, в частности, на:
- увеличение субсидий на племенное животноводство;
- поддержку региональных программ по развитию молочного и мясного скотоводства и мероприятий, направленных на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности и системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- проведение закупочных и товарных интервенций зерна.
***
Обращаясь к вопросу об очередных задачах по обеспечению реализации Госпрограммы, обратил бы внимание на три проблемы.
Первая. В настоящее время Правительство работает над комплексом дополнительных мер по стабилизации ситуации с кредитованием АПК.
По информации с мест, и я думаю, что депутаты об этом тоже неплохо осведомлены, отмечаются многочисленные случаи отказов в кредитовании организаций АПК, банки повышают размер процентных ставок по кредитам, в том числе по уже заключенным кредитным договорам, растут требования к залоговому обеспечению.
В этой связи, Правительством принят ряд решений по обеспечению в приоритетном порядке финансирования начатых инвестиционных проектов и текущей деятельности предприятий агропромышленного комплекса, а также по финансированию перспективных проектов, имеющих особое значение для сельскохозяйственной отрасли.
Вторая проблема связана с обеспечением сбыта и поддержанием необходимого уровня доходности производства сельскохозяйственной продукции.
Сегодня мы отмечаем обострение борьбы за рынки, и есть угроза дальнейшего увеличения импорта продовольствия. Отмечу, что сейчас за счет импорта уже формируется 36% товарных ресурсов. Для предотвращения этой угрозы необходимо реализовать комплекс мер государственного регулирования, и прежде всего - проводить адекватное современной ситуации таможенно-тарифное регулирование.
В условиях падения цен на зерно принимаются меры по повышению эффективности закупочных интервенций, увеличен объем их финансирования, что позволит закупить от 6 до 8 млн. тонн зерна. Повышены цены на продовольственную пшеницу 3 класса с 5100 до 5500 рублей за тонну. Однако этих решений не достаточно и в настоящее время Министерство готовит предложение по дополнительным мерам по стабилизации рынка зерна, включая поддержку экспорта.
Важная тема - принятие федерального закона о торговле, который должен обеспечить баланс интересов производителей и потребителей в части распределения доходов на пути от производителей к потребителям.
Третья проблема касается социального развития села.
Реализуемые меры по повышению качества жизни на селе в настоящее время носят разрозненный характер.
В целях достижения максимального эффекта представляется целесообразным трансформировать с 2010 года Федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" в программу по комплексной модернизации сельских поселений, включающую в себя мероприятия приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жильё - гражданам России", других целевых программ, предусматривающих развитие социальной, транспортной, энергетической и иной инфраструктуры в сельской местности.
***
В заключение хотел бы отметить, что Минсельхоз России имеет четкие ориентиры в своей деятельности и принимает все необходимые меры для стабильного развития сельского хозяйства в условиях меняющейся мировой экономики.
Исходя из новых макроэкономических условий, Министерство в настоящее время готовит предложения по дополнительным мерам государственной поддержки и регулирования с целью безусловного выполнения пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства.
Благодарю за внимание.