Агробизнес спрашивает о едином сельхозналоге
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСНХ) значительно сократил налоговую нагрузку на агробизнес. Но в разных обстоятельствах его применение имеет свои особенности. Об этом - очередной, 22-й выпуск "Библиотечки "Российской газеты". В издании приведено 165 хозяйственных ситуаций, которые комментируют специалисты.
Ситуация N 1
Программисты организации, применяющей ЕСХН, в рамках своих служебных обязанностей разработали интернет-сайт организации. Интернет-сайт принят к учету в качестве нематериального актива. Учитываются ли при определении налоговой базы по ЕСХН расходы на разработку интернет-сайта, созданного организацией самостоятельно?
В соответствии со ст. 346.6 Налогового кодекса РФ налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСХН налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на приобретение нематериальных активов.
Таким образом, учитывая, что расходы на создание нематериальных активов прямо не упомянуты в ст. 346.5 НК РФ, у налогоплательщика отсутствовали правовые основания для их учета в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН.
В то же время в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ пп. 2 п. 2 ст. 346.5 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой при определении объекта налогообложения по ЕСХН налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений п. 4 и абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Таким образом, расходы на разработку интернет-сайта, созданного организацией самостоятельно, учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН начиная с 1 января 2006 г.
Ситуация N 2
Как учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН целевые субсидии, получаемые из бюджета налогоплательщиками ЕСХН? Как учитываются при исчислении ЕСХН расходы, осуществленные за счет целевых субсидий?
Пунктом 1 ст. 346.5 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса. Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Поэтому если налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога, получающие целевые субсидии из бюджета, являются бюджетополучателями, то суммы таких субсидий при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу не учитываются. К бюджетополучателям относятся организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, расходы, осуществленные организациями-бюджетополучателями за счет целевых субсидий, также не учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.
Ситуация N 3
ЗАО, переведенное с 01.01.2004 на уплату единого сельскохозяйственного налога, занимается выращиванием зерновых культур, которые на собственной мельнице перерабатывает в муку, впоследствии реализуемую. В дальнейшем ЗАО планирует из собственной муки осуществлять выпечку хлеба и продавать его.
Должны ли в целях применения ст. 346.2 НК РФ учитываться доходы ЗАО от реализации хлеба и хлебобулочных изделий в составе доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства? Если нет, то каков порядок расчета доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, которая должна составлять не менее 70% общего дохода от реализации в целях применения единого сельскохозяйственного налога?
В соответствии с п. 1 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить налогоплательщики, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку, при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов.
Для налогоплательщиков, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки в общем объеме доходов от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и ее первичную переработку в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.
Как следует из письма, организация выращивает зерновые культуры, из которых на собственной мельнице производит муку, предназначенную для реализации. В дальнейшем из произведенной муки предусматривается осуществлять выпечку хлебобулочных изделий.
В этом случае при определении удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки следует суммировать:
доходы от реализации зерновых культур (если таковая будет осуществляться);
доходы от реализации продукции первичной переработки в виде муки (если таковая будет осуществляться);
доходы от реализации продукции первичной переработки (муки) в составе производимых хлебобулочных изделий.
При этом доходы от реализации муки в составе произведенных из нее хлебобулочных изделий определяются исходя из соотношения расходов на производство зерновых культур и их переработку в муку в общей сумме расходов на производство хлебобулочных изделий из произведенных зерновых культур.
Ситуация N 4
Вправе ли птицефабрика отнести потери от падежа птицы к технологическим потерям и учесть их в качестве расходов при исчислении ЕСХН?
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога могут уменьшить полученные доходы на сумму материальных расходов, которые определяются в порядке, предусмотренном ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 3 п. 7 ст. 254 Кодекса к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются технологические потери. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.
Таким образом, расходы от падежа птицы не относятся к технологическим потерям. Решить проблему отнесения к расходам налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, расходов, образующихся от падежа животных (в том числе птицы), возможно только путем внесения таких расходов в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.5 Кодекса. При этом такие расходы должны относиться к нормируемым расходам.