Вадим Морозов: "Сложившуюся сегодня на дорогах ситуацию с выгрузкой вагонов в портах нельзя назвать нормальной"
27 ноября в ОАО "РЖД" состоялось видео-селекторное совещание по совершенствованию работы с выгрузкой вагонов в портах.
В селекторной студии связи ОАО "РЖД" присутствовали первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов, заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, руководители профильных агентств железнодорожного и морского транспорта, представители компаний- операторов подвижного состава, руководители департаментов и управлений ОАО "РЖД".
В режиме прямого диалога с руководителями российских железных дорог и морских портов состоялось обсуждение проблемных вопросов по организации оперативной выгрузки вагонов в морских портах.
"Сложившуюся сегодня на дорогах ситуацию с выгрузкой вагонов в портах нельзя назвать нормальной, - сказал, открывая совещание первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов. – Выгрузка вагонов в портах значительно ухудшилась: за 10 месяцев 2008 года ежесуточно не выгружалось в среднем 4866 вагонов, что составляет 70% от перерабатывающих способностей портов, ежесуточно выгружалось на 130 вагонов меньше, чем за аналогичный период прошлого года".
Наибольшие потери по выгрузке произошли в порту Новороссийск – 17,5 тыс. вагонов, Восточный – 26,5 тыс. вагонов. За 10 месяцев 2008 года значительно возросло количество "брошенных" поездов, следующих в адрес припортовых станций: на дорогах в среднем ежемесячно простаивало 42 поезда. В результате компанией недополучено 2,8 млрд. рублей доходов, убытки от содержания простаивающего рабочего парка составили около 67 млн. рублей.
В ноябре на припортовых железных дорогах находятся 35 тыс. вагонов. Простаивают 166 поездов с экспортными грузами, в том числе на Дальневосточной ж.д. – 115, Северо-Кавказской ж.д. – 33, Октябрьской ж.д. – 8. Кроме того, на Забайкальской ж.д. и Восточно-Сибирской ж.д. "брошено" по 5 поездов с углем в адрес угольного терминала порта Восточный.
Выгрузка за 25 дней ноября т.г. составила 4,9 тыс. вагонов в сутки или 77% от установленных норм и сократилась к аналогичному периоду прошлого года на 1%.
"В настоящее время железнодорожники, грузоотправители, экспедиторы, трейдеры, стивидоры, портовики должны сконцентрировать все усилия и оптимально организовать перевозочный процесс от погрузки груза в вагон до погрузки груза на судно, - подчеркнул В.Морозов.- Сейчас нельзя руководствоваться какими-то ни было нормативами выгрузки, так как предъявление ряда грузов по отдельным направлениям идет выше перерабатывающих способностей, надо использовать новые технологии в работе".
В настоящее время в условиях резко изменившейся ситуации, когда дефицитом стал не подвижной состав, а грузовая база, проблемы эффективной организации перевозочного процесса приобретают иной характер, связанный с ростом доли парка грузовых вагонов компаний-операторов.
Сложно складывается ситуация на Западно-Сибирской железной дороге. Частные операторы подвижного состава в условиях массовых отказов от перевозок пытаются направить невостребованный подвижной состав в регион Кузбасса, не имея соответствующих договоров с грузоотправителями. Ежедневно на основных путях Западно-Сибирской железной дороги скапливаются вагоны до двадцати частных операторов, что блокирует станционные пути и вызывает нарекания со стороны грузоотправителей.
Как сообщил начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько, в настоящее время на дороге скопилось более 27 тыс. приватных вагонов, простаивающих в ожидании погрузки угля, "при том, что только на 10 тыс. из них заключены договора на поставку груза".
"Остальные вагоны собственников подвижного состава были передислоцированы в Кузбасс без согласования с отправителями грузов. И эта тенденция нарастает, что может в итоге парализовать работу всей Западно-Сибирской магистрали", - отметил А. Целько.
В связи с этим В. Морозов обратился к зам.министра транспорта А. Мишарину с просьбой принять меры, запрещающие передвижение приватных вагонов без предварительно заключенных с грузоотправителями договоров.
Согласно решению проведенного совещания в ОАО "РЖД" будет создана рабочая группа представителей транспортного рынка по оптимизации грузовой работы. В.Морозов также сообщил, что в ближайшее время ОАО "РЖД" передаст на согласование в Минтранс РФ варианты формирования системы специальных нормативных, организационных и технологических мероприятий по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта.