Украина должна создать биоэнергетическую инфраструктуру для развития рынка биотоплива
По нашим расчетам, рассказал ректор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (бывшего Национального аграрного университета), академик НАНУ и УААН Д. Мельничук, делать биодизельное топливо из рапсового масла невыгодно, пока цена на нефть не перешла рубеж $50-60/баррель.
Но когда цена, как это было недавно, поднимается почти до $150, биодизель становится в два и более раз дешевле солярки из нефти. В этом случае нефть нам не нужна, ведь мы можем необходимое количество такой "нефти" растить на наших полях. Так же обстоит дело и со спиртом - до определенной поры невыгодно переводить сахар в спирт, а потом использовать его вместо бензина, но как только поднимается цена на бензин, это становится рентабельно.
Экономические соображения подвигли исследователей всерьез взяться за разработку данной темы. Ученые университета, вместе с рядом машиностроительных заводов Украины, сконструировали и построили в учебном хозяйстве университета небольшой экспериментальный заводик для изготовления биодизеля. Такой завод в несколько раз дешевле импортных и не уступает им по производительности. Его можно построить в каждом районе или крупном хозяйстве. Мощность - несколько тонн рапса (семечек) за смену. Выход биодизеля - около 33%. Сегодня себестоимость продукта на нем обходится приблизительно в 3 грн./л А на заправке еще недавно литр дизельного топлива стоил около 8 грн.! Кроме того, после получения биодизеля остается еще белковая часть - шрот - для кормления скота. Следует также учесть бонусы, которые полагаются при этом по Киотскому протоколу.
Поэтому в Украине есть принципиальная возможность входить в переговоры с нефтяным бизнесом, и он вынужден будет считаться с новыми возможностями нашего государства. То же относится и к биоэтанолу, биогазу и биомассе.
Пример тому - Бразилия. Здесь интенсивно перегоняют сахарный тростник на биоэтанол, а затем смешивают с бензином. Смесью этанола с бензином и биодизеля с соляркой в определённом соотношении можно без всяких присадок заправлять двигатель, и он при этом нормально работает. А если немного адаптировать двигатель, то можно вообще перейти на чистый биодизель. Если бы этим серьезно занялись, Украина через несколько лет смогла бы значительно проще решить задачу энергетической безопасности и независимости.
Для этого нужно заранее выработать определенную политику и затем создать биоэнергетическую инфраструктуру: построить новые заводы, модернизировать станции бензозаправки и так далее. Тогда мировой нефтяной кризис для Украины не будет таким опасным. Только этим нужно заняться системно и на государственном уровне, утверждают ученые.
Следует учесть и то, что нужно максимально при этом уменьшать последствия неминуемой конкуренции между нефтяным и биотехнологическим бизнесом - лучше всего путем объединения усилий и капитала их обоих.
Конечно, у такого подхода есть и оборотная сторона - часть земель при этом выпадает из продовольственной корзины. Себя мы обеспечим, но на экспорт продовольственную продукцию не сможем вывозить в большом количестве. Предвидя это, за рубежом отдельные официальные лица даже считают, что Украине следовало бы рекомендовать не сеять энергетические культуры в таком большом количестве. Высокие официальные лица даже считают, что Украине следует запретить сеять энергетические культуры. Мол, она должна заниматься продовольствием. С этим можно было бы в какой-то степени согласиться, при определенных условиях. Возможно, нужен будет четкий договор, который обеспечивал бы нам поставку нефти не дороже $60/баррель при любых ценах на международном рынке. Тогда украинские аграрии смогли бы заняться выращиванием хлеба и других пищевых продуктов, а наша страна стала бы житницей мира.
Если же такого договора создать не удастся, рассказал Д. Алексеевич, тогда мы вынуждены будем взяться совсем по-новому за разработку программы изготовления своего биодизеля, биоэтанола, биомассы и биогаза. Никто идти по этому пути нам не помешает - этого требует экономика и наша безопасность.