Россия - Государство должно усилить свою роль на рынке страхования аграриев
В конце минувшей недели ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах» провела круглый стол на тему «Агрострахование в России: развитие или стагнация?» Вопросы, предложенные для обсуждения на данном мероприятии, для нынешней экономической ситуации крайне актуальны.
Дело в том, что в России сегодня застраховано только 25% сельскохозяйственных площадей. И это при том, что данная отрасль экономики во всем мире признана наиболее рискованной. Более того, до сих пор в стране четко не сформирована стратегия развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Между тем, как отметил на круглом столе президент Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников, «страхование во всем мире – это поддержка села. А у нас сегодня сельхозстрахование пытаются перекроить исключительно для бизнеса, крупные страховые компании лоббируют свои правила игры».
Как полагает президент ассоциации «Агропромстрах» Леонид Вологдин, «существующая система страхования урожая нуждается в улучшении, а лучше всего в кардинальных изменениях». По его словам, сегодня крайне необходимо обеспечить механизмы качественного взаимодействия государства, сельхозтоваропроизводителей и страховых организаций. Только в этом случае сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой станет в России эффективным инструментом развития агропромышленного комплекса.
Заметим, что реальная государственная поддержка сельскохозяйственного страхования в России началась только с 2003 года, тогда же растущий рынок аграрного страхования стал привлекательным и для обладающих мощными лоббистскими возможностями страховых компаний крупного капитала. Для чего они создали объединение с многообещающим названием Национальный союз агростраховщиков? При этом большинство из них до сих пор сельскохозяйственным страхованием не занимаются, хотя вроде бы как и планируют, назначают себя главными защитниками интересов сельчан и интересов государства. Правда, сами сельхозтоваропроизводители, похоже, серьезно в этом сомневаются.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на статистику. Если в 2006 году на долю страховых компаний – членов НСА приходилось 13% рынка страхования урожая с господдержкой, то в 2007 году показатель уменьшился вдвое. Кстати, в прошлом году НСА застраховал только 886 хозяйств (страховая сумма – 12,7 млрд. руб.). В то же время «Агропромстрах», объединяющий 12 региональных страховых компаний, действующих в 56 субъектах Федерации, взял под страховое крыло более 4 тыс. хозяйств (страховая сумма – 39,5 млрд. руб.).
Основная проблема – это низкая платежеспособность селян, которая не позволяет им без дополнительных заимствований заключать договоры страхования. Как заметила в своем выступлении председатель совета директоров ОАО СК «Царица» Людмила Бондаренко, «в этом году в стране собрано 100 миллионов тонн зерна, но особой прибыли крестьяне не ожидают. И как можно говорить о прибыли, когда тонна солярки по цене равна пяти тоннам пшеницы?»
Еще одной серьезной проблемой стал, по мнению участников круглого стола, проект Правил предоставления и распределения в 2009–2011 годах субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат по агрострахованию, разработанный в недрах Министерства сельского хозяйства. Дорогостоящие рейтинги, присваиваемые международными рейтинговыми агентствами, требования наличия у страховых компаний не менее 1,0 млрд. руб. собственных средств, а также другие дискриминирующие условия неприемлемы для региональных страховых компаний. Кроме того, сельхозтоваропроизводители – потребители страховых услуг, по заключению Федеральной антимонопольной службы, по этому проекту окажутся максимально ограниченными в выборе страховых организаций. Конкуренция на страховом рынке снизится, что, в свою очередь, негативно скажется на развитии рынка сельскохозяйственного страхования. Как утверждает представитель Федеральной антимонопольной службы Юлия Бондарева, «ФАС поддерживает конкуренцию на этом рынке услуг. Эффективная система страхования возможна только при реальной конкуренции. Это наша принципиальная позиция». Кстати, Юлия Бондарева отметила, что рейтинги давно себя дискредитировали, мало о чем говорит и объем активов.
Третья серьезная проблема, обозначенная в докладах и выступлениях участников форума, – отсутствие федерального закона «О сельскохозяйственном страховании». «Трудно вести бизнес на подзаконных актах», – подметил в этой связи Владимир Плотников. Причем, по всеобщему мнению, в разработке этого документа должны принять участие именно аграрии и специализирующиеся на агростраховании региональные компании, имеющие уникальный опыт и 15-летнюю практику.
Понятно, что законодательная и нормативная базы реализации господдержки сегодня нуждаются в существенной корректировке. Но сложившуюся систему страхования урожая надо совершенствовать очень плавно и без рывков. Потому что страхование – очень хрупкий вид бизнеса, таково мнение большинства участников круглого стола.
«Худшее, что сегодня может случиться, – это использование ситуации для сведения счетов, для недобросовестной конкурентной борьбы, – говорится в Послании президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию, – в том числе с использованием административного ресурса». К сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой это опасение имеет самое прямое отношение.