Украина: Зерну перекрыли дорогу
Из-за дефицита вагонов «Укрзалізниця» ограничила отгрузку зерновых грузов в направлении стран СНГ, оставив без изменений режим поставок в Европу. Однако это направление также может «просесть» из-за возобновления Еврокомиссией импортных пошлин на зерно причерноморского региона.
По данным украинских переработчиков, запрет на отгрузку в своих вагонах зерна и продуктов помола, а также шрота подсолнечника в направлении стран СНГ был введен железнодорожниками 7 ноября. Официально компания не комментирует это заявление участников рынка, однако на уровне областных управлений введение таких мер объясняют нехваткой вагонов. Отгрузки в направлении государств СНГ и Балтии возможны только в вагонах, находящихся в собственности железных дорог этих государств.
На сегодняшний день у «Укрзалізниці» около 12 тыс. специальных вагонов — зерновозов. Инвестиции в увеличение парка ряд специалистов считает неоправданными, поскольку большую часть года такие вагоны не задействованы. По мнению экспертов, потенциально железной дорогой можно перевозить 2 млн. т зерновых грузов ежемесячно.
Ограничив передвижение в страны СНГ, администрация оставила неограниченными отгрузки аграрной продукции в украинских вагонах в направлении стран Европы. Тем не менее у переработчиков может не получиться воспользоваться преимуществом свободного передвижения в этом направлении, поскольку европейская сторона ввела препятствия для доступа на рынок зерновых грузов. С 27 октября на импорт зерна из третьих стран в страны ЕС восстановлены пошлины (см. «і» № 189 (952).
На страны ЕС приходится около трети всего экспорта пшеницы из Украины, в основном туда направляется фураж. По мнению украинских чиновников, введение импортных ограничений может на четверть сократить рынки сбыта для Украины. По словам председателя Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолия Кинаха, из-за принятого решения Евросоюза о введении высокого уровня тарифов на импорт зерновых, в первую очередь — пшеницы, наша продукция станет неконкурентоспособной. По его мнению, необходимо провести переговоры с европейскими комиссиями о недопущении таких действий, которые «административными методами закрывают рынок зерна для Украины в Европе». «Необходимо налаживать кредитную политику, искать новые регионы сбыта, особенно в Юго-Восточной Азии, Африке, на Среднем Востоке, где спрос на зерно большой. Надо искать альтернативные рынки для высокого финансового результата»,— отметил Анатолий Кинах.
Тем не менее участники рынка отмечают, что ограничения, введенные ЕС на импорт зерна, не означают прекращения поставок злаков на европейские рынки. «Украинское зерно будет попадать туда, просто по другим каналам»,— отметил один из участников рынка. 31 октября Еврокомитет по зерновым выдал лицензии на импорт 192,5 тыс. т мягкой пшеницы среднего и низкого качества в рамках соответствующей субквоты.
Согласно таможенным данным, в октябре экспорт пшеницы из Украины сократился на 14%, до 1,3 млн. т. Урожай 2008 г. предполагается в размере 52 млн. т.