Дефицит элеваторов и зерновозов может затормозить планы по увеличению производства зерна в РФ - эксперты
Слабая инфраструктура зернового рынка, прежде всего отсутствие достаточного количества элеваторов и вагонов-зерновозов, может затормозить реализацию планов по увеличению производства зерна в России. Для решения этой проблемы отрасли требуется серьезная государственная поддержка. К такому выводу пришли участники конференции "Российский сельскохозяйственный потенциал: роль России в мировом производстве продовольствия", организованной ЕБРР во вторник в Москве.
Как заявил на конференции президент ЕБРР Томас Миров, Россия имеет большой потенциал для решения продовольственных проблем не только внутри страны, но и для смягчения последствий продовольственного кризиса в мире. "В России есть 6 млн га земли, которые можно вернуть в сельскохозяйственное производство без значительных финансовых вложений и повысить производство зерна до 120 млн тонн", - заявил он.
Однако возможности расширения производства продовольствия, прежде всего зерна, сдерживаются из-за слаборазвитой инфраструктуры рынка. "Требуются большие инвестиции в развитие элеваторного хозяйства, транспортной системы", - отметил он.
Как сообщил на конференции президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, экспортная инфраструктура в настоящее время способна обслужить 22 млн тонн зерна, а излишки, которые могли быть вывезены, оцениваются в 30 млн тонн. "И экспорт, и внутренний рынок не обеспечены достаточными инфраструктурными возможностями, - отметил он. - В результате текущий большой урожай будет сложен в амбары и храниться в неприспособленных условиях".
Как отметил на конференции директор по операциям компании "РусЭлКо" Роман Бондарев, компания уже сталкивается с фактами предложения на хранение испорченного зерна.
Как подчеркнул А.Злочевский, "задачи по развитию инфраструктуры рынка должны быть заложены в государственной политике, иначе никакого смысла в наращивании производства зерна не будет". При этом он обратил особое внимание на дефицит вагонов-зерновозов. В настоящее время вагонный парк для перевозки зерна состоит из 12,5 тыс. вагонов. Срок их эксплуатации составляет 18 лет при максимуме 22 года. К 2015 году будет потеряно почти 57% от имеющегося сегодня вагонного парка, прогнозирует он.
Как сообщил А.Злочевский, Российский зерновой союз обратился с предложением в Федеральную службу по тарифам с тем, чтобы в 2 раза увеличить вагонную составляющую в железнодорожном тарифе. В союзе считают, что это позволит стимулировать развитие вагоностроения и сократить срок окупаемости новых вагонов-зерновозов менее чем до 10 лет. В настоящее время этот срок гораздо больше, добавил он, сообщив, что стоимость одного вагона-зерновоза составляет 2,75 млн рублей.
"Российская инфраструктура не готова к обслуживанию высокого урожая", - соглашается генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
По его словам, проблема не только в нехватке элеваторной мощности и вагонов. Речь, считает он, необходимо вести о радикальной перестройке взаимодействия мощностей по хранению зерна и его транспортировке. "Необходимо радикально изменить деятельность элеваторов и железной дороги и формировать, как во всех развитых странах, так называемые транспортные маршруты, - заявил он. - Этой деятельности в России практически не существует".
Д.Рылько обратил также внимание на более высокие, чем в других странах, в частности, в США, тарифы на перевозку зерна. Если в России затраты на перевозку тонны зерна на 270 км составляют $33, то в США $22, на 1250 км - соответственно, $55 и $42 и на 3500 км - $83 и $62.
По его словам, для перехода на новую систему многим странам мира потребовалось 20-25 лет. "У нас такой возможности нет, нам нужен рывок - и сделать это в течение 3-5 лет", - заявил он.
По прогнозу Минсельхоза, валовой сбор зерна в РФ в этом году может составить 102 млн тонн (в чистом весе) против 81,8 млн тонн в 2007 году.