Высокие урожаи зерна: проблем больше, чем радости
Гигантские урожаи в стране и в мире приводят к катастрофическим снижениям цен на зерно. Но российские компании страдают не только от ухудшения конъюнктуры – в уныние приводит неналаженная инфраструктура. Аналитики опасаются: плановые 20-25 млн тонн зерновых не удастся экспортировать из-за низкой пропускной способности российских портов, нехватки зерновозов и железнодорожных вагонов.
Страна намеревается собрать более 100 млн тонн зерна, из которых 20-25 млн тонн планируется экспортировать, чтобы избавить внутренний рынок от избыточного предложения. В прошлом году в России собрали 82 млн тонн. Богатый урожай гарантирует достаточный запас зерна и отсутствие роста цен на мукомольную продукцию. «Полевые» рекорды связаны в том числе с благоприятными погодными условиями. Но, прежде всего с тем, что аграрии увеличили посевы зерновых, сократив земли для сахарной свеклы. «Сахар перестал расти в цене, рентабельнее стало выращивать зерно, цены на которое взлетели в 2007 году», – объясняет Александр Ушар, представитель группы «Разгуляй».
Переизбыток предложения вызвал падение цен. «Кроме ожидаемого высокого урожая во всем мире, на зерновую конъюнктуру сильное давление оказывают проблемы с ликвидностью на финансовых рынках», – отмечает аналитик «Евротраста» Сергей Горностаев. Так, в прошлом сезоне пшеница четвертого класса стоила 7,5 тыс. рублей за тонну, две недели назад – 5 тыс., теперь – 4,3 тыс. рублей. Фьючерсы на поставку зерна с начала года упали на 40%, а цены в России коррелируют с мировыми.
Российские порты не справляются с потоком экспорта. За право его отгрузки через единственный глубоководный порт в Новороссийске, способный принимать суда в 60 тыс. тонн, экспортеры ведут ожесточенные схватки. «Там стоят огромные очереди на вывоз зерна», – рассказывает аналитик «Открытия» Ирина Яроцкая. Альтернатива - небольшие мелководные порты в Азове, Ейске, Волгодонске и Семикаракорске, которые могут принимать сухогрузы с грузоподъемностью лишь в 3-5 тыс. тонн.
Другая проблема - дефицит зерновозов, дороговизна и нехватка железнодорожных вагонов. Причем с проблемой перевалочных мощностей агропром сталкивается не впервые. Так в 2007 году объемы экспорта зерна достигли рекордных на тот момент 13 млн тонн. Тогда помог украинский подвижной состав: российские компании транзитом везли продукцию через Украину. «Однако теперь наш сосед планирует обеспечить такой же экспорт – примерно 20 млн тонн, и их услуги будут нам недоступны», - расстраивается Игорь Павенский, аналитик института конъюнктуры аграрного рынка «Икар». Остается надеяться на помощь стран Прибалтики, размышляет Сергей Горностаев из «Евротраста».
«Засыпать» всем зерном закрома родины не удастся: те, как выясняется, нерезиновые. «Дефицит мощностей по хранению составляет 15-20 млн тонн», – сообщает Игорь Павенский. Эти проблемы не решаются. Частные агрохолдинги и зернотрейдеры возводят для себя припортовые элеваторы, но это мизер, лишь незначительно улучшающий картину, заявляет аналитик «Икара». Небольшие компании и хозяйства испытывают большие трудности с хранением своего товара. «Они будут вынуждены продавать его задешево крупным зернотрейдерам», – полагает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. Мелким агропромышленникам также приходится сбывать свой продукт раньше, чем планировали: у них ограничены возможности привлечения капитала через кредитные организации, а финансировать текущие нужды не на что.
В капкан попали «расторопные» зернотрейдеры, которые закупались в августе по ценам выше нынешних. «Пока экспортеры не делают запасов зерна, а приобретают его непосредственно перед поставкой», – отмечает Ирина Яроцкая, аналитик «Открытия». Аграрная компания «Разгуляй» надеется, что цены еще повысятся. В ожидании этого менеджмент планирует заложить часть урожая на госхранение. Однако в «Евротрасте» полагают, что падение продолжиться и будет долгим, только если нефть не прекратит дешеветь.
Площади посева озимых пока на 1 млн превышают показатель прошлого года. «Сейчас много зерна, которое нужно использовать, – говорит Игорь Павенский. – Отчасти это своего рода инерция. Но весной я ожидаю существенного снижения посевных полей, которые компенсируют рост этого года». Аппетиты аграрных компаний умерят низкие цены.