ОАО РЖД начинает классовую борьбу. Госмонополия просит нового повышения тарифов
Как рассказали "Ъ" несколько профильных чиновников, президент ОАО РЖД Владимир Якунин направил в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), Минтранс и другие профильные ведомства свои предложения об изменении тарифной системы. В документах идет речь о сближении тарифов на перевозку грузов первого и второго тарифного классов (см. справку). В РЖД считают, что система классов, введенная в 1995 году и предназначавшаяся для дотирования убыточных предприятий, изжила себя: производители товаров первого класса давно стали прибыльными, а РЖД, по собственным оценкам, субсидирование перевозок их продукции обходится до 100 млрд руб. ежегодно. Госмонополия предлагает профильным ведомствам "приступить к поэтапной ликвидации" системы. Вопрос уже обсуждался на совещаниях в правительстве, говорит знакомый с ситуацией чиновник.
В предложениях ОАО РЖД отмечается, что одномоментный перевод грузов первого класса во второй вызовет резкий рост тарифа (более чем на 50%). Поэтому ОАО РЖД не требует объединять тарифные классы прямо сейчас, а начать с дополнительной дифференцированной индексации по отдельным группам грузов. Конкретных размеров повышения в госмонополии не называют, но, по словам знакомого с предложениями профильного чиновника, тарифы для угля и железной руды ОАО РЖД предлагает повысить на 5-7%, кокса и зерна — на 7-10%, бензина и дизельного топлива — на 10-13%, цемента — на 15% и более. При такой индексации, по мнению специалистов РЖД, транспортная составляющая в конечной цене товаров при железнодорожной перевозке возрастет незначительно — на 0,6-1,2 процентных пункта, что не повлияет на ситуацию на соответствующих рынках и общую инфляцию.
В ФСТ и Минтрансе "Ъ" подтвердили, что получили предложения РЖД. "Решение об унификации тарифных классов требует самой глубокой оценки с точки зрения экономических последствий для страны",— сказал "Ъ" заместитель главы ФСТ Виталий Евдокименко. В Минтрансе "Ъ" сказали, что ведомство "в целом не против" предложений ОАО РЖД, но решение должно приниматься "с учетом социально-экономических последствий".
Знает об инициативах ОАО РЖД и часть грузоотправителей. "Мы слышали о предложениях РЖД по индексации тарифов, но считаем ее совершенно неоправданной. За этот год тариф РЖД и так не раз индексировался и уже вырос больше чем на 20%",— говорит заместитель гендиректора Международной зерновой компании (дочерняя компания Glencore) Алексей Расницов. Повышение, особенно в условиях резкого падения цен на зерно на внешнем рынке, сильно ударит по экспортерам, которые переложат рост издержек на сельхозпроизводителей, добавляет господин Расницов. Неоправданной считает индексацию и вице-президент "Роснефти" Игорь Ромашов: "Это нанесет удар по всей отрасли". Представитель ЛУКОЙЛа отмечает, что общие транспортные расходы ЛУКОЙЛа за первое полугодие составили $419 млн, притом что тарифы, например на морские перевозки, не выросли, а железная дорога подорожала на 14,9%. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов на прошлой неделе говорил, что компания обратится в правительство с просьбой о снижении транспортных тарифов, в том числе и РЖД.
Единственные грузоотправители, которые в принципе не против повышения тарифа,— производители цемента. "На нашем бизнесе повышение не скажется: во всех счетах цена за перевозку указывается отдельно, и за нее платит покупатель",— говорит член совета директоров "Сухоложскцемента" Максим Сотников. По его оценкам, конечная цена цемента для потребителя с учетом повышения тарифа на 15% увеличится на 2%. "Учитывая, что с мая цена на цемент в России упала на 25%,— это незначительно",— говорит коммерческий директор девелоперской компании Capital Group Алексей Белоусов. Но помимо цемента по железной дороге доставляются и другие стройматериалы, цены на которые продолжают расти, и в конечном счете повышение скажется на стоимости недвижимости, добавляет девелопер.