И сам не плошай
Осень — время тревог и прогнозов, время размышлений и оформленных тезисов по поводу того, кому же на земле жить хорошо: хлеборобам, мукомолам или
Но неужели всего две стихии — погода и сложившаяся конъюнктура рынка — управляют агробизнесом? И можно ли в таком случае назвать его сферой для предпринимательства, если он зависит только от внешних факторов? Может, в данной ситуации верно утверждение, что на селе бизнеса нет и не предвидится, что это внерыночная форма ведения хозяйства, целиком и полностью основанная на государственных программах развития и поддержки, на государственном регулировании цен и отношений между субъектами аграрного комплекса?
Осмелимся предположить, что подобное ощущение возникает сегодня по одной простой причине — система управления в сельскохозяйственном секторе еще формируется. И в данном случае речь идет не только и не столько о менеджерских решениях в отношении кадров, в том числе
Управление продукцией, которую получает хозяйство, тоже требует особого подхода. Принципиально все — рынок сбыта, способ доставки, хранения, время продажи, качество товара и еще масса мелочей, которые порой даже в голову не приходят, но именно они однажды оказываются решающими и приносят прибыль. Грамотный менеджер, пришедший на село, первоначально займется именно решением вопроса управления продукцией. Конъюнктура рынка и погодные условия для него встанут в один ряд с другими факторами, роль и значение которых в результате окажутся равноценными и равнозначными по отношению к двум стихиям. Благодаря чему качественный управленец в любой ситуации получит прибыль, заработает свои деньги.
Другое дело, что хороших руководителей сегодня на селе не так уж много. Это один из самых больных вопросов, и именно по этой причине мы так часто сетуем на государство (хотя отсутствие внятной политики —
Первый шаг на пути к деловому подходу в сельскохозяйственном производстве уже сделан. Анализ ситуации на рынке, в том числе и объемов выращенного урожая, прошлогодних запасов, и не только