Зернотрейдеры помогут будущему порту выйти на уровень мировых стандартов
Новый универсальный речной порт на Дону призван значительно повысить грузооборот Ростовского транспортного узла. В перспективе ставится задача вывести Ростов на уровень ведущих перегрузочных терминалов Европы.
Об этом "РГ" рассказал заместитель руководителя Азово-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Александр Борщ.
Российская газета: Для чего понадобилось строительство еще одного речного порта на Дону? Не хватает существующих?
Александр Борщ: Будущий порт откроет новые возможности для всей транспортной системы региона. Увеличатся грузопотоки и, соответственно, налоговые поступления в бюджеты различных уровней. Появятся дополнительные рабочие места.
Грузопоток в Азово-Донском бассейне постоянно растет. Старые портовые мощности уже перестали справляться с возросшей нагрузкой. Это стало серьезной помехой для развития экономики региона. И вот еще что. В последнее время на Дону появилось несколько крупных холдингов, играющих ключевую роль в агропромышленном комплексе не только ЮФО, но и всей России. Они поставляют на экспорт и на внутренний рынок огромное количество зерна и различных сельскохозяйственных культур. Для расширения своего бизнеса мощные компании нуждаются в модернизации портовой инфраструктуры. Такова одна из причин принятия решения о сооружении универсального порта в Ростове.
РГ: Некоторые называют этот проект амбициозным.
Борщ: Смотря что понимать под амбициозностью. По уровню портового хозяйства донская столица постепенно приближается к европейскому уровню. Посмотрите, к примеру, на прекрасные порты Гамбурга, Амстердама, Роттердама. Вот к чему надо стремиться. И Ростов должен занять достойное место среди признанных грандов мировой транспортной системы.
РГ: Какие трудности могут возникнуть при сооружении нового объекта?
Борщ: Из-за проблемных участков на фарватере возможны препятствия на выходе в Азовское море. Когда падает уровень воды, судам приходится ждать ее подъема. Кроме того, в зимний период затруднена навигация. В суровую зиму льдом покрывается не только Дон и Азовское море, но даже Керченский пролив. Вследствие таких погодных аномалий судовладельцы несут убытки. Зимой не может быть регулярного прохода судов, они идут караванами и проводятся ледоколами. Но в последнее время ледоколов не хватает. В Азовском море ледокольная группировка требует усиления.
РГ: Насколько интенсивно движение по Азово-Донскому водному пути?
Борщ: Конечно, в сравнении с волжским или енисейским хозяйствами наш бассейн небольшой. Вместе с боковыми реками Манычем и Северским Донцом, впадающими в Дон, это примерно 800 километров. Но наш участок очень напряженный в отношении судоходства. За один год здесь проходит более 10 тысяч судов, перевозящих около 20 миллионов тонн грузов. В зону ответственности нашего управления входят три порта: Усть-Донецк, Ростов-на-Дону и Азов.
РГ: Почему не входит Таганрог?
Борщ: Таганрог - это морской порт, мы же занимаемся речными.
РГ: Как показал себя недавно введенный в эксплуатацию Кочетовский гидроузел?
Борщ: Реконструкция старейшего на Дону гидросооружения завершена. В июне подписан акт приемки. Построена вторая нитка, которая позволяет пропускать крупногабаритные суда. Вся система управления шлюзования на гидроузле компьютеризирована, сбоев пока не было.