Государство и зерновые интервенции: есть ли выход из ловушки?
Как известно, имеется два ключевых признака нынешней ситуации на зерновом рынке России. Во-первых, это рекордный урожай. Для балансировки спроса и предложения необходимо экспортировать или надолго изъять с рынка свыше 20 млн. тонн зерна. И даже в этом случае переходящие запасы зерна к июлю 2009 г. увеличатся примерно на 7 млн. тонн. Во-вторых, это низкое качество урожая, исключительно высокая доля фуражного зерна. Согласно нашей оценке на фоне рекордного валового сбора пшеницы – около 60 млн. т против 49 млн. т в прошлом году, валовой сбор фуражной пшеницы возрастет с 15 млн. т до 33 млн. т! Существенный прирост ожидается и в производстве ячменя - около 20 млн. т против 15,6 млн. т в 2007 году.
Ожидается существенный прирост валового сбора по кукурузе, возможно до исторически рекордных значений. Даже с учетом оптимистического сценария прироста потребления зерна на животноводческие цели – до 3 млн. т, переизбыток фуражного зерна будет сохраняться в течение всего сезона. Это уже серьезно обвалило рынок фуража: в центральных регионах в течение августа цены снизились в среднем на 600 руб./т. В ряде регионов минимальные цены на фуражную пшеницу достигают 3000 руб./т и ниже, т.е. на уровне и ниже себестоимости зерна.
В результате государство в очередной раз оказалось в непростой ситуации. На поддержку зернового рынка страны выделено 30 млрд. руб. Интервенционное агентство имеет политическое поручение от Правительства закупить порядка 7 млн. тонн зерна. А закупать нечего. Ведь по официальным интервенционным ценам невозможно приобрести ни килограмма продовольственной пшеницы, которая активно востребована и экспортным и внутренним рынком. Интервенционные цены позволяют государству приобрести значительное количество фуражного зерна, но куда его потом девать?
Допустим, Правительство примет решение о повышении закупочных цен на продовольственную пшеницу. В этом случае «ломаем через колено» текущую конъюнктуру, поскольку наступаем на интересы отечественных экспортеров, а зерно остается в стране и продолжает «давить» на рынок.
Что же делать государству? Думается, что надо вспомнить о главных целях интервенций. Их две: предотвращать резкое падение цен на зерно в условиях переизбытка и резкий их взлет в условиях относительного дефицита. В текущем сезоне в стране нет недостатка зерна. Но есть явный переизбыток фуража. В этих условиях думаем, что оптимальной стратегией на ближайшие месяцы были бы интервенции на рынке фуражных культур. Государство вполне могло бы закупить и снять с рынка порядка 2-3 млн. тонн фуража. Это была бы реальная помощь нашему аграрному сектору.
В дальнейшем фуражное зерно могло бы пойти и на экспортный рынок, и отечественным комбикормовым заводам и спиртовикам. В рамках данной операции государству не следует бояться убытков. Ведь главная цель интервенций – это поддержка цен и доходов с.-х. товаропроизводителей.