Вслед за Бангкоком Москва выступила с инициативой по созданию зернового ОПЕКА.
Пока заинтересованные лица с осторожностью следили за попытками создать что-то вроде газового ОПЕКа – организации мировых экспортеров «голубого топлива», в повестку дня встали вполне конкретно и зримо вопросы основания по типу все того же союза нефтедобытчиков межгосударственных форумов производителей самого необходимого – еды. Однако в таком случае не разделится ли современный мир вообще на тематические картели производителей первоочередных продуктов для нашей жизнедеятельности?
Идея созыва рисового ОПЕКа принадлежит одному из значительных производителей второго хлеба – Таиланду. На днях тамошний министр иностранных дел прямо заявил, что его страна в ближайшее время намерена созвать у себя первый саммит новой международной организации, для которой уже готово даже рабочее название – «Совет сотрудничества по торговле рисом». Утверждают, что эта организация объединит прежде всего государства Юго-Восточной Азии, на которые приходится половина мирового производства риса.
Этот продукт, некогда прозванный на Руси басурманским пшеном и по масштабам потребления занимающий в мире второе место после пшеницы, действительно стал предметом дефицита, о чем мы уже неоднократно писали. Даже в Мекке мирового потребления – США – его оптовые закупки начинают нормировать. Вьетнам и Таиланд ограничили экспорт белого зерна, Индия защитила своих любителей плова экспортными пошлинами.
В результате цены пошли резко вверх. А спекулянты, разочаровавшиеся в долларе, вслед за нефтью стали вкладываться в продовольственные фьючерсы.
А это еще больше подстегнуло стоимость и риса и других зерновых – пшеницы, ячменя – на крупных товарных биржах.
Все эксперты в один голос уверяют нас, что эпоха более-менее дешевого продовольствия кончилась. Причин тому немало, мы уже неоднократно на них останавливались. Но главное – в мире в целом резко возросло потребление. Страны «золотого миллиарда» больше не могут считаться главными пользователями планетарных ресурсов. И пока шла речь о необходимости политической многополярности, выявилась многополярность пищевая, при которой экономически растущие страны становятся все более крупными потребителями продуктов питания.
Впрочем, Таиланд не одинок в попытках придать некоторым сегментам мирового рынка системность. России, в частности, принадлежит схожая инициатива по созданию ОПЕКа зернового, который регулировал бы планетарную торговлю пшеницей.
Понятно, что у таких проектов немало противников, опасающихся картельных сговоров, грозящих миру потребителей еще большим ростом цен, а то и прямым сговором экспортеров.
Но, с другой стороны, опыт нефтяной ОПЕК доказал, что прямой коллективный диалог основных производителей может способствовать предсказуемости экономической конъюнктуры. К тому же в диалоге не с разрозненными странами, зараженными бациллами национального эгоизма, а с крупной международной организацией, имеющей некую заранее выработанную общую позицию, иногда проще решать вопросы перспектив глобального рынка, совместного развития инфраструктры и инвестиций. А сельское хозяйство в ближайшее время станет объектом очень крупных капиталовложений.
Словом, как и в случае с ОПЕК, планы создания организаций экспортеров отражают кризисные явления, которые будут сохраняться на десятилетия вперед. Другой вопрос, зачем в таком случае ВТО, куда Россия стремится наперекор собственным скептикам, не видящим в таком членстве никаких плюсов? Быть может, эта организация действительно распадется на отраслевые картели.