Аркадий Злочевский: «Не мешайте сельскому хозяйству»
Высокие мировые цены на продовольствие позволили российским производителям заговорить о подъеме агропромышленного комплекса. В прошлом сезоне они собрали с полей 82,7 млн тонн зерна, а в нынешнем ожидают не меньше 90 млн тонн. Вырастет объем экспорта. Но проблем в отрасли меньше не становится.
О перспективах сельского хозяйства рассказал газете ВЗГЛЯД президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
– Аркадий Леонидович, в течение сезона цены на мировом продовольственном рынке были явно перегреты. Смогли ли российские производители использовать эту ситуацию себе во благо?– Нынешняя ценовая ситуация стимулировала расширение посевных площадей. Российские производители зерна уже прибавили 1,7 млн гектаров под озимые и вскоре увеличат поля под яровые на 2 млн гектаров. Это даст прибавку в следующем сезоне на 10% и более. Россия в следующем году может собрать урожай не меньше 90 млн тонн зерна. В прошлом сезоне урожай составил 82,7 млн тонн.
Это позволит расширить экспортные возможности производителей зерна. На 2009 год запланирован экспорт 15–19 тонн зерновых, кроме того, мы пополним собственные запасы. Напомню, что в этом году из России вывезено 13 млн тонн зерна.
– Но теперь ажиотаж вокруг высоких цен на продовольствие утихает. Как реагирует на это российский зерновой рынок?– Перед началом нового сезона элеваторы начали зачистку, и дополнительные объемы зерна поступили на рынок. Цены достигли своего пика, и крестьяне стали увеличивать предложение. Это станет еще более заметно к концу июня.
Мировые цены на зерно падают в течение почти двух месяцев. Скорость этого снижения довольно высока, хотя вряд ли цены вернутся к первоначальному уровню.
То же самое наблюдается и в последние две недели в России. Средняя цена на пшеницу третьего класса (из которой пекут обычный белый хлеб) 18 апреля составляла 9270 рублей за тонну, а через неделю упала на 40 рублей. Пшеница четвертого класса на ту же дату стоила 8950 рублей за тонну и подешевела на 75 рублей. Цена продовольственной ржи уменьшилась с 8000 рублей за тонну на 15 рублей. Тонна фуражной пшеницы вместо 8520 рублей стоит теперь на 70 рублей меньше, а фуражный ячмень упал в цене с 7160 до 7125 рублей за тонну.
Что касается цен на муку, которые пока остаются на прежнем уровне, то они начнут снижаться через полтора месяца – когда закончатся старые запасы и в оборот будут пущены новые партии сырья.
– Насколько оправдали себя меры по ограничению экспорта зерна?– Российские переработчики ожидали, что зерно подешевеет, но этого не произошло. Излишки были проданы за рубеж, и цены продолжили рост. Повлияли на это и настроения самих переработчиков, которые в ожидании снижения стоимости зерна расходовали все запасы, а затем были вынуждены в массовом порядке покупать зерно дороже. Это сказалось и на других отраслях сельского хозяйства.
– Можно ли сказать, что это повлияло и на подорожание, к примеру, мяса? Ведь комбикорм состоит на 70% из зерна. – Безусловно. Когда пшеница имела предельно высокую стоимость на мировом рынке и достигала почти 500 долларов за тонну, кукуруза стоила в два раза меньше. Можно было вывезти пшеницу и за вырученные деньги ввезти вдвое больше кукурузы, которая более ценна для животноводства. Россия отказалась от экспорта. В таких условиях цена мяса выросла.
Подобные решения повышают рейтинг политиков, но не могут быть продиктованы экономическим смыслом. Впрочем, это не единственный подобный случай.
– Можете привести примеры?– Конечно. В 1992 году в России собрали 106,8 млн тонн зерна, но правительство под предлогом неурожая импортировало по американской правительственной программе товарного кредитования 26,5 млн тонн зерна. Потребление в стране не превышает 100 млн тонн, и завезенное зерно закончилось только в 1995 году. Цены обвалились, и никто не брался сеять.
В 1996 году зерно подорожало. Его везли из Аргентины, и конечная его стоимость доходила до 240 долларов за тонну. Это сработало как стимул, и в 1998 году крестьяне собрали 88 млн тонн зерна.
Но экспорт не был налажен, излишков осталось около 10 млн тонн, и цены снова упали. В итоге в 1998 году было собрано всего 47,8 млн тонн.
Тогда правительство приняло решение о завозе гуманитарной помощи для массового потребителя. Все прекратилось только в 2000 году.
– Кроме перечисленного, тормозом развития АПК всегда была низкая закупочная цена на сельхозпродукцию. Можно ли надеяться, что теперь ситуация изменилась?– Цели купить у крестьянина продукцию ниже себестоимости никто не ставит. Но платить ему больше мешают факторы, которые прямо не относятся к производству.
Среди них практика оформления государственных услуг на каждую партию товара на договорной основе. Мы выяснили, что в России эти затраты в 10 раз выше, чем на Украине.
Мало того, в нашей стране очень дорогая логистика. Эти издержки тоже покрываются за счет производителей. Зерно нельзя продать по цене выше мировой, значит, у крестьян приходится покупать сырье дешевле.
– Что в первую очередь мешает зарабатывать сельхозпроизводителям?– В основном это транспортные расходы. Зерно перевозят по железной дороге вторым (коммерчески выгодным) тарифным классом. При этом российские тарифы в полтора раза выше американских, а протяженность территории гораздо больше.
В то же время уголь, цемент, кирпич транспортируются первым классом как социально значимый груз – на 40% дешевле.
– Вы что-то делаете для решения того вопроса?– Заявление о переводе зерна в первый тарифный класс в Федеральную службу по тарифам было подано три года назад, но чиновники пошли только на то, что ввели льготу на перевозку в Сибирь и на Дальний Восток, по прямому поручению президента. Теперь на расстоянии свыше 1100 км тариф снижается на 50%. Но поскольку среднее расстояние, на которое перевозится зерно, составляет 1500 километров, то теперь бесплатно мы возим зерно на расстояние всего 200 километров.
– Но в этом году специалисты обещают высокий урожай. Могут ли производители надеяться, что их зерно точно купят и вывезут?– Осенью намечается чудовищная картина. В прошлом году, в пиковый период, чтобы получить вагон для экспорта через плановый заказ, приходилось давать взятки в сумме 15–20 долларов с каждой тонны.
В этом году зерна, действительно, будет больше. Зато вагонов станет еще меньше. Тысяча из них списана в этом сезоне, а всего их было 13,5 тыс. Кроме того, в прошлом году ОАО РЖД арендовало вагоны у Украины, но в нынешнем соседи намерены вывозить зерно и свой вагонный парк используют сами.
Общий парк зерновозов в России составляет 32 тыс. единиц, но в основном они возят цемент, глинозем и т.д. Мы в свое время добивались от РЖД возобновления заказов на строительство хопперов. Сначала рассматривалась заявка на 8000 вагонов, затем на тысячу, и теперь она сократилась до нуля. Удалось лишь добиться строительства сотни зерновозов, но, с учетом старения и выбывания вагонов, нужно строить не менее 2000 в год.
Все это отразится на закупочной цене зерна и поставит под угрозу крестьянский труд.
– В связи с этим какой поддержки производители зерна ожидают от государства?– Сейчас АПК имеет серьезную поддержку в виде конъюнктуры мирового рынка. Главное – не мешать сельскому хозяйству развиваться.