"А1" зароет миллионы в сельхозземли. Компания утвердила стратегию возвращения в агробизнес
О том, что "А1" вновь проявила интерес к сельхозактивам, "Ъ" сообщил источник, близкий к руководству компании. "Стратегическое решение о входе в этот сектор принято на уровне руководства группы. Приоритеты будут отданы проектам по консолидации земель сельхозназначения и масложировым активам",— сообщил он. По словам источника, на эти цели планируется направить минимум четверть от общего бюджета ($500 млн), выделенного на сделки в потребительском секторе. О планах "А1" слышали также в зерновой компании "Настюша" и российском представительстве Glencore.
Одним из первых проектов может стать сделка по покупке "А1" акций масложирового холдинга WJ (бренд "Милора") у структур, близких к одному из акционеров этой компании Джозефу Вайсу (владеет 40% WJ). Как уже сообщал "Ъ" 28 января, с ноября 2007 года в компании продолжается конфликт акционеров. Сейчас господин Вайс пытается оспорить ряд сделок, совершенных другими акционерами WJ. Представитель Джозефа Вайса подтвердил "Ъ", что "предложения со стороны "А1" были получены и рассматриваются", отметив при этом, что "о конкретной сделке речи пока не идет".
В ИК "Центринвест Групп" (подконтрольна сенатору от Воронежской области Глебу Фетисову), которая в прошлом году объявила о намерении приобрести 40% акций WJ у господина Вайса, от комментариев отказались. Глеб Фетисов до своего избрания в Совет федерации с 1998 по 2001 год занимал пост президента "Альфа-Эко" (в 2005 году переименована в "А1").
В "А1" свой интерес к сельскохозяйственному бизнесу в целом и к WJ в частности комментировали скупо. "И земельные, и масложировые активы нам интересны не менее, чем другие быстро растущие сектора российской экономики",— заявил "Ъ" управляющий директор "А1" Александр Савин.
В конце 2002 года "Альфа-Эко" продала основные активы в аграрном секторе — 12 сахарных заводов и 8 элеваторов компании "Каравай плюс". В 2005 году компания продала свой последний зерновой актив — Ростовский комбинат хлебопродуктов компании Glencore. Начиная с 2003 года сделки "Альфа-групп" в пищевой промышленности были единичными: в 2005 году фонд Alfa Capital Partnersу приобрел пакет акций российского производителя крекеров United Bakers, который спустя год продал менеджменту, а в 2006 году структуры "А1" вошли в акционерный капитал ОАО "Карачинское" (производитель одноименной минеральной воды).
Эксперты считают, что интерес к агробизнесу со стороны "А1" связан со значительным ростом рентабельности в отрасли. "В 2007 году при максимальных затратах на тонну пшеницы и подсолнечника 4-4,5 тыс. и 5,5 тыс. руб. рыночная стоимость этих культур составляла 7 тыс. и 22 тыс. руб. соответственно,— говорит аналитик Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР) Игорь Павенский.— Рентабельность производства пшеницы в среднем составила 50%, масличных — 130%, при том что еще год назад она не превышала 10%". Стоимость земельных активов, по данным ИКАР, в среднем по России за последние полгода выросла в полтора-два раза. " Если год назад цена гектара земли сельхозназначения составляла $250-300, то теперь в зависимости от региона — $500-750",— добавляет глава компании "Агромаркет-Трейд" Марк Федотов.
В земельные активы с удовольствием инвестируют многие бизнесмены и компании. Свои земельные банки есть у акционеров "Вимм-Билль-Данна" Давида Якобашвили и Гавриила Юшваева (35 тыс. га), основателя "Моссельпрома" Сергея Лисовского (порядка 64 тыс. га). Земельный банк продовольственного холдинга "Разгуляй", последние три года активно скупающего сельхозугодья, составляет около 40 тыс. га. Примерно столько же земли у крупнейшего в России мясного холдинга "Черкизово".
"Консолидация сельхозземель идет быстрыми темпами, они сильно недооценены, даже странно, что "А1" не занялась этим раньше",— удивляется начальник департамента торговли холдинга "Гелио-Пакс" Роман Барашин. А владелец компании Valars Кирилл Подольский прогнозирует рост цен на активы, которыми заинтересуется "A1". "Я не слишком рад появлению таких компаний, как "А1", в этом секторе,— говорит он.— Это крупный и агрессивный игрок, выход которого на рынок означает, что активы сильно подорожают".