Соглашения позволят выполнить поручение губернатора и правительства Челябинской области о стабилизации цены на социальные сорта хлеба: хлеб белый пшеничный первого сорта, станичный второго сорта и ржано-пшеничный (подовый).
Первым соглашение подписал магнитогорский комбинат хлебопродуктов «Ситно», последними — Челябинский КХП № 1 и ОАО «Макфа».
Напомним, что областные зерноперерабатывающие компании закупили в период с ноября 2007 года по апрель 2008 года 97 тысяч тонн зерна из государственного интервенционного фонда. Согласие на участие в товарных интервенциях той или иной компании, по условиям их проведения, дает субъект Российской Федерации. В свою очередь, закупщик зерна, в соответствии с соглашениями, обязуется подекадно предоставлять в минсельхоз необходимую информацию об объемах закупленного зерна, ценах на него и далее — информацию о стоимости муки, произведенной на основе закупленного зерна, и поставках этой муки на хлебозаводы области. Переработать зерно, по условиям товарных интервенций, компаниям необходимо на своих мощностях.
По данным на 10 апреля 2008 года, ЗАО КХП «Злак», закупившее на биржевых торгах 116,9 тысячи тонн зерна по цене, которая с учетом затрат на хранение и перевозку в среднем составила 7294 рубля за тонну, переработало 10 тысяч тонн и произвело 7,5 тысячи тонн муки. Мука была реализована на хлебозаводы ОАО «Народный хлеб», ОАО «Златоустовский хлебокомбинат», МУП МО «Копейский хлебокомбинат», ООО «Хлебпром» и прочие пекарни по цене 11,2 рубля за килограмм.
Подобные отчеты представят все участники интервенционных закупок. По данным ОАО «Макфа», компания закупила 28 тысяч тонн зерна, средняя стоимость которого с учетом всех затрат составила 6,2 тысячи рублей за тонну. Кроме того, по отчету ОАО «Макфа», переработка этого зерна еще не началась: видимо, предприятие пока использует собственные запасы.
Для стабилизации цен на хлеб проведена работа с торговыми сетями Челябинска. С тремя сетевиками — «Магнит», «Дикси» и «Союз» — подписано соглашение об установлении наценки на социально значимые сорта хлеба в размере не более 10 процентов. Соглашение подписали далеко не все. Например, сеть «Патэрсон», имевшая такое соглашение до 1 января, не пролонгировала его, как это предлагало правительство области, до 30 апреля. По данным министерства, на 14 апреля наценка на отпускную цену хлеба первого сорта ОАО «Первый хлебокомбинат» составила в «Патэрсоне» более 28 процентов, в то время как в «Дикси» этот же хлеб получил наценку 6,2 процента.
Дополнительно для стабилизации цены на рынке хлеба проведена работа по увеличению розничной реализации продукции ОАО «Народный хлеб», контрольный пакет акций которого принадлежит области. Сегодня в магазинах Челябинска в сутки продается до 6 тонн продукции с маркой «Народного хлеба», и с каждым днем это количество будет расти.
Минсельхоз также постоянно проводит анализ наценок в торговых предприятиях области на продукцию разных хлебозаводов. Любопытно, что даже сети, подписавшие соглашение с правительством области о регулировании цены на социально значимые продукты питания, устанавливают разные наценки на продукцию разных производителей. По состоянию на 14 апреля хлеб «Уральский подовый» от ОАО «Первый хлебокомбинат» продавался в «Дикси» с наценкой 6,2 процента, а тот же сорт хлеба ОАО «Народный хлеб» — с наценкой 15,3 процента. Но даже в этом случае розничная цена подового хлеба с маркой «Народный хлеб» оказалась дешевле на 2 рубля 20 копеек (ОАО «Первый хлебокомбинат» — 25,3 руб./кг, ОАО «Народный хлеб» — 22,1 руб./кг).
Аналогичная разница в торговой наценке на продукцию ОАО «Первый хлебокомбинат» и ОАО «Народный хлеб» была выявлена на разные сорта хлеба в розничных сетях «Пятерочка», «Магнит» и ООО «Молл». Особенности «национальной хлебной торговли» выясняются.