Колбасный кризис. Мясопереработчики потянулись в птицеводство, чтобы сохранить прибыль
Кризис в мясоперерабатывающей отрасли заставляет производителей мясной продукции искать новые возможности для получения прибыли. Наиболее привлекательным с точки зрения рентабельности является птицеводство, куда потянулись многие мясопереработчики. К примеру, компания «Продо», подконтрольная Роману Абрамовичу, в конце 2007 года решила распродавать мясные и молочные активы и скупать птицеводческие — на это уже потрачено более 30 млн долл. По мнению участников рынка, без вмешательства со стороны государства в мясоперерабатывающей отрасли скоро наступит острый кризис.
Птицеводство становится приоритетным направлением для многих игроков рынка мясной продукции. По тому же пути, что и «Продо», ранее пошла группа «Черкизово», в августе 2007 года объявившая о покупке компании «Куриное царство» за 140 млн долл. По данным участников рынка, значительные средства в производство курятины готова вложить и группа компаний «Агрика». В частности, она потратит 13,6 млн евро на модернизацию птицеводческого предприятия в Чувашии.
«Птицеводство — самая быстроокупаемая отрасль животноводства», — поясняет интерес производителей к данному сегменту рынка исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Если вложения в создание птицеводческого предприятия окупаются за год-два, ждать возврата инвестиций, например, в свинофермы приходится более пяти лет, добавил он. По его словам, кризис в мясопереработке возник из-за того, что большинство предприятий-производителей в данный момент — частные фермерские хозяйства, которые не могут обеспечить переработчикам одинаковое и нужное качество продукции. «Сейчас в зависимости от эффективности предприятия рентабельность хозяйства может доходить до 10%, а может до минус 20%», — считает г-н Юшин.
Предприятия, работающие в убыток, избавляются от поголовья, забивая животных, из-за чего сокращается прирост. По данным Росстата, прирост поголовья свиней в 2007 году упал по сравнению с предыдущим годом с 17,4 до 5%. «В 2006 году все ринулись заниматься свининой, потому что зарабатывали по 1 долл. за килограмм. Сейчас себестоимость разведения значительно увеличилась: подорожали корма, подорожало строительство, а цены на конечную продукцию остались на том же уровне», — отмечает г-н Юшин.
По словам участников рынка, рентабельность предприятий — переработчиков мяса не превышает сейчас 1%. «Пока выхода из мясопереработки никто не декларировал, но если не будут приняты какие-то меры, это может стать неизбежным», — считает генеральный директор компании «Велком» Раиса Демина. Справляться с кризисом в отрасли некоторые компании начали сами. «Вынужденная мера, на которую идут многие производители, — создание вертикально интегрированных холдингов. На мой взгляд, это не самая удачная мера — производитель колбасы должен специализироваться на колбасе», — считает г-н Юшин.
Однако президент компании «Мираторг» Виктор Линник утверждает, что в его компании именно благодаря многопрофильности удается снизить потери: «В свиноводстве у нас прибыль упала в три раза, но мы все равно увеличили производственные показатели и сократили убытки за счет роста цен на зерно — продавали часть зерна, не пошедшего на корма». По словам г-на Линника, восстановить порядок в отрасли могли бы государственные субсидии для успешных предприятий (более 1 тыс. свиноматок), которые могли бы составить 8—10 руб. за килограмм.