Алексей Гордеев настаивает на передаче его министерству части полномочий МЭРТа и Минздравсоцразвития. Борьба за передел полномочий между министерствами в рамках грядущей в мае смены правительства вступает в открытую фазу. Первым публично о необходимости расширения полномочий своего министерства за счет урезания полномочий коллег заявил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. По его словам, в новой структуре правительства его министерству должны быть переданы функции таможенного регулирования продовольственного рынка и контроля за качеством продуктов питания. Сейчас эти направления фактически курируют МЭРТ и входящий в структуру Минздравсоцразвития Роспотребнадзор. «Считаю принципиально важным в новой структуре правительства передать Минсельхозу вопросы регулирования продовольственного рынка, а также таможенно-тарифную политику в части продовольственных товаров. Мы также ставим задачу, чтобы в новой структуре правительства Минсельхоз взял на себя функции контроля за качеством продовольствия и пропаганды здорового питания», – заявил Гордеев, выступая в субботу в Москве перед профсоюзными активистами АПК. Он считает, что, с одной стороны, такой передел функций позволит Минсельхозу оперативно рассматривать вопросы, связанные с поставками продовольствия. «Мы сможем регулировать баланс и поддерживать рост производства продовольствия за счет отечественных сельхозпроизводителей и фермеров», – пообещал министр. С другой стороны, передача контрольных функций за качеством продовольствия позволит поддерживать преференциями отечественных сельхозпроизводителей, которые обеспечивают внутренний рынок натуральными продуктами питания. Гордеев первым из министров открыто заявил о том, что претендует на передачу его министерству дополнительных полномочий в рамках формирования новой структуры правительства. Демарш главы Минсельхоза можно истолковать как стремление показать себя с наилучшей стороны в переходный период до инаугурации избранного президента Дмитрия Медведева. По логике активность позволит Гордееву рассчитывать на сохранение портфеля министра в новом правительстве. Напомним, ранее он также потребовал принять поправки в Закон «О торговле», ограничивающие 10–12-процентную торговую наценку на социально значимые виды продовольствия. Инициативу в штыки встретила глава МЭРТа Эльвира Набиуллина, считающая, что тем самым Минсельхоз пытается узаконить на неопределенное время действующее до 1 мая замораживание цен. «Как мера постоянная, она не самая оптимальная и может привести к негативным последствиям – дефициту этих товаров и росту оптовых цен на них», – предупредила министр. Отметим, что замораживание цен уже поставило на грань банкротства некоторые предприятия, на которые оно распространяется. В частности, в конце прошлой недели хлебокомбинат во Владивостоке заявил, что повышает цены на хлеб на 25%, так как не может существовать в режиме замораживания цен. Независимые эксперты объясняют возросшую активность главы Минсельхоза стремлением сохранить свой министерский портфель. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что слухи о предстоящей почетной отставке министра и его назначении губернатором Рязанской области, муссировавшиеся последние месяцы, в конечном счете не нашли подтверждения. «Гордеев оказался в достаточно сложном положении. Высокие темпы инфляции связаны в том числе с ростом цен на продовольствие, за что отвечает Минсельхоз», – отметил Макаркин. К тому же ходят упорные слухи, что правительство будет омолаживаться, что придут новые фигуры. Гордеев же, возглавляющий министерство с 1999 года, в категорию «молодых и новых» явно не попадает, поэтому он вынужден доказывать свою полезность в этом качестве, резюмировал эксперт. Отсюда и атака на коллег – Эльвиру Набиуллину и главу Минздравсоцразвития Татьяну Голикову. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отказался говорить о персоналиях, но дал оценку устремлений Минсельхоза в целом. «Министерству очень хочется добавить себе функций. Чем больше административных полномочий, тем больше вес», – отметил эксперт. Он напомнил, как принималось решение о поглощении Минсельхозом Федерального агентства по сельскому хозяйству (Россельхоз), хотя было очевидно, что этот шаг противоречит концепции административной реформы 2004 года. Однако если тогда в случае с Минсельхозом сделали исключение и как самостоятельная единица Россельхоз прекратил существование, то в отношении урезания полномочий МЭРТа и Минздравсоцразвития, отметил Николаев, история едва ли повторится. Говоря о перспективах поглощения Роспотребнадзора, эксперт выразил надежду, что контроль за качеством продуктов питания Минсельхозу не передадут. «Это неправильно, чтобы контролировал тот, кто распределяет деньги», – подчеркнул Николаев, добавив, что такой точки зрения придерживается и новый президент. Также недопустимо, чтобы какое-то отраслевое министерство получило полномочия по таможенно-тарифному регулированию. По мнению эксперта, внешнеторговая политика должна оставаться в единых руках, бороться же с ростом цен для Минсельхоза эффективнее, расширяя конкурентную среду среди сельхозпроизводителей.